В Москве в Западном крыле Новой Третьяковки с 19 ноября по 5 декабря при поддержке Союза Художников России проходит фестиваль современного искусства ADVENT.НАЧАЛО. Artifex поговорил о фестивале с руководителем кураторской группы Элеонорой Захаржевской, а также с художницей Ларисой Преображенской об инсталляции как направлении и ее работе «Одиночество».

Организацией фестиваля занималась компания «ОМ ГРУПП» в сотрудничестве с Элеонорой Захаржевской. Ольга Мишедченко, генеральный директор «ОМ ГРУПП», руководила его технической частью и всем, что связано с NFT, включая конференцию «NFT и NFT-маркетплейсы. КриптоРенессанс». Элеонора как искусствовед занималась его идейным наполнением.

 

 


Элеонора Захаржевская:
‎Что такое ADVENT.НАЧАЛО? Это духовное переосмысление. Фестиваль планируется быть ежегодным именно накануне всех рождественских праздников. В прямом смысле слово «адвент» пришло к нам с запада, и это духовное переосмысление, переоценка перед Рождеством.

Почему для нас это важно? Потому что для каждого творческого человека, который в том числе принимает участие в данном фестивале, это своеобразное подытоживание года, своеобразное переосмысление или своего творчества, или взглядов. Иногда подытоживание за несколько лет, но все равно к Новому году происходит подведение черты или заканчивается цикл картин. Поэтому адвент, точка — все, подвели черту. И следующее — начало.

Отсюда символ: круг — это взмах мастихина. Мастихин — это инструмент типа кисти, такой скребок, и он жирными мазками наносит краску. Но это еще и скрытый символ уробороса, вечного мифического животного, которое само себя порождает, змéя. Этот знак присутствует во всех религиях, во всех вероисповеданиях, у всех народов. Он переродился во взмах мастихина и перешел к художникам.

 

 

Этот фестиваль объединяет в себя все жанры, которые существуют в искусстве. Мы поставили перед собой такую амбициозную задачу, и на данный момент это заявка. Понятное дело, что многих художников разных жанров мы сейчас не показывали, но мы заявили о том, что мы будем развивать фестиваль в таком направлении и будем показывать все жанры начиная от классического современного искусства и завершая совершенно новаторскими digital-проектами. Особое внимание мы уделяем таким объемным вещам, как скульптура, потому что к ней, к сожалению, менее пристальное внимание.

 

Мы постарались на той территории, которая нам сейчас любезно была предоставлена в Западном крыле Новой Третьяковской галереи, сделать заявку на фестиваль и показать тренды и тенденции. Более того, еще представить отдельные проекты на следующий год. И один из них — проект, связанный с инсталляциями. Мы под него выделили отдельный огромный зал.

Лариса Преображенская: Инсталляция — это достаточно новое направление, даже, наверное, новое направление для нашей страны. Но то, что делаю я, это вообще новое для мира. Потому что я взяла за основу биоарт. То есть, работая с насекомыми, с животными, взяв интересный феномен из природы, я перекладываю его на какую-то внутреннюю глобальную проблему человека. И я вообще считаю, что это моя находка, которая отличает мое творчество от других инсталляторов, где просто есть какая-то мысль. А здесь мысль, переработанная через природный феномен.

У меня сейчас представлена работа с муравьями, где за основу взят феномен муравьиного круга, когда они встают, начинают двигаться по кругу и умирают. Весной мы планируем сделать работу на тему экологии, там будет представлена целая серия, уже будет больше задействовано digital-элементов, но обязательно будут и объемные составляющие.

Я хотела бы, чтобы этот проект увидел мир, и, собственно, мы сейчас хотим сделать именно серию, чтобы человек зашел и погрузился не в один зал, а в несколько, чтобы это было одно, переходящее в другое. Чтобы было ощущение, что он погрузился в некий гипноз. Чтобы он погрузился в это состояние максимально, насколько можно, и вышел уже одухотворенный.

Знаете, я вообще мечтаю зайти сама на свою какую-то инсталляцию, которая еще, я уверена, состоится, и просто заплакать. Заплакать от того, что вот это меня так тронет внутренне, вот, собственно, это моя цель, мечта, и хочу, чтобы на зрителя это также влияло.

 

 

Artifex: А есть какая-то связь в вашей работе — вот вы говорили, что вы отсылаете к кругу, по которому ходят муравьи — к основному символу выставки, про который сегодня уже говорилось — кругу?

Лариса Преображенская: Конечно, потому что это была инсталляция, созданная специально для этого проекта исходя из его концепции. Здесь как раз о том, что мы ходим по кругу. И эта работа вообще об одиночестве. Мы вроде бы чем дальше, тем более активны в социуме, у нас свои страницы, каналы, куча друзей на Facebook, но при этом человек все больше и больше становится одиноким. И чем больше он погружается в вихрь этого кольца, что его ждет дальше — еще большее одиночество, и, собственно, как метафора — эти муравьи, которые погибают. Или же он все-таки найдет себя, свою идентичность, станет личностью.

 

 


Artifex:
Вы впервые в Новой Третьяковке выставляетесь?

Лариса Преображенская: Впервые. До этого я была выставке современного искусства Blazar от Британской школы дизайна. Но там была фигуративная работа, не инсталляция. Она тоже была про духовное начало.

Artifex:
Как происходит подбор материалов? Из чего сделана инсталляция, которая сейчас на выставке представлена?

Лариса Преображенская:
Сейчас там использован digital, который специально нарисовали, используя ролик в YouTube, где бегают муравьи. Там я использовала ванны. Мне кажется, ванна — это такой элемент, в котором человек действительно остается сам с собой, это действительно такой образ утробы. В то же время мы вроде бы там замуровываемся.

У меня там использована вода в виде пластика, достаточно ровного, чтобы был такой эффект замурованности. Потому что мы вроде убегаем в себя, но вроде и остаемся собой, двоякое ощущение. Мне очень важно было, чтобы сейчас были использованы слепки именно моего тела, там использованы слепки с моего лица, ног, потому что это личная история. Пять ванн, потому что пять континентов. И неважно, кто ты по национальности, где ты живешь. Все люди испытывают то же самое. Неважно, какой континент, человеческая суть — она везде одинаковая.

 

 

Artifex: В чем уникальность выставки?

Элеонора Захаржевская: Уникальность в том, что в реальном времени встретились NFT и реальные произведения искусства. Мы ставили перед собой достаточно амбициозные цели, через творчество наших художников и совмещение с новыми технологиями хотели рассказать о новом пространстве виртуального мира.

«Я задумывала фестиваль, который отличался бы от всех остальных, и главным отличием как раз явилась идея все киберпространство свести с пространством материального искусства. Мы в рамках фестиваля реализовали объединение арта и экономики. Поэтому мы в том числе затронули тему NFT. В отличие от того же фестиваля Artlife и конференций по блокчейну, которые сейчас идут, мы сделали все бесплатно и в формате ликбеза. Моей основной задумкой было то, что мы с вами как бы уходим от спекуляций идеями и учимся пользоваться этим виртуальным миром, потому что это прогресс, и я хотела, чтобы на фестиваль стал первым прогрессивным фестивалем, который начал об этом говорить и сделал это общедоступным. Это новая эпоха, которая несет огромные перспективы в рамках всего искусства, денег, возможностей, идей, и, по-моему, это замечательно, поэтому это как раз вот явилось таким “началом”. И, мне кажется, у нас в полной мере получилось отобразить все эти идеи» — поделилась своей точкой зрения организатор фестиваля Ольга Мишедченко.

 

 

Artifex: Какая идея проходит красной нитью через все работы?

Элеонора Захаржевская: Идея чего-то нового. Поиски нового в своем творчестве. Поэтому мы брали некоторые направления на грани эксперимента или зарождения нового искусства.

Например, мы пригласили к себе очень интересного современного художника — Абросимова Дмитрия. Он работает на стыке граффити и digital. В таком варианте для нас это тоже было открытие. Поэтому он скорее отвечал нашей второй части названия фестиваля — начало.

Его техника удивила наших кураторов, потому что он уникальным способом адаптировал граффити через digital для применения в закрытых домашних условиях. То есть эта работа, с одной стороны, как граффити, но она может жить в условиях домов и квартир. Это люминесцентное яркое полотно, на которое направляется определенный свет, и картина начинает мерцать. Сам автор даже дал своему направлению имя от английского слова «мерцание».

 

Для нашей публики мы открывали новые направления, которые не очень популярны у нас в России, но очень популярны в Европе, Америке и Англии.

Например, неопсихологизм, который представлен на площадке двумя выдающимися молодыми, но очень талантливыми авторами — это Ксения Флейшер и Елисеева Александра. Это абсолютно символическое направление, где показаны духовные переживания через телесное выражение. Как у Елисеевой, грехи через животных, но вызывают они совершенно разные эмоции. Или как у Ксении Флейшер, когда через человеческие тела, в основном женские, показана эволюция душевных переживаний от рождения души до ее формирования. Они приверженцы этого стиля, который был еще известен в прошлом веке, и они показали это на площадке нашего фестиваля для того, чтобы наша публика начала понимать и разбираться именно в этом тренде живописной школы.

 

Artifex: Как проходит работа над подготовкой выставки?

Элеонора Захаржевская: Работа над подготовкой выставки — это, безусловно, сначала творческий, потом технический процесс. Сначала создается сама идея: здесь была идея духовного переосмысления. Далее формируется кураторская группа, потому что должно быть коллективное решение. Так как современное искусство очень разноплановое, соответственно, по каждому направлению должны работать специалисты. По актуальному и концептуальному у нас выходили такие известные кураторы в мире современного искусства как Мансир Ольга и Походина Александра. В modern art у нас была Василиса Литвинова и тоже консультировала нас.

 

 

Artifex: Что человек может получить после посещения выставки?

Элеонора Захаржевская: Задуматься о том, насколько дорог с ним рядом стоящий человек. Что он может сделать для своего близкого человека. Потому что у нас самые разные работы, есть здесь отсылка и к личному, и к общественному, есть на чем отдохнуть глазам, и поэтому, скорее всего, мы через этот фестиваль призываем к тому, чтобы люди стали друг к другу ближе, теплее, задумывались о более глобальных вещах и в то же время ценили того, кто рядом.

 

 

Artifex: Какие еще планируются проекты после ADVENT.НАЧАЛО?

Элеонора Захаржевская:
Хотелось бы, чтобы это был фестиваль, который повторялся и расширялся каждый год. Следующий год — столетие СССР, хотелось бы сделать выставку, которая связана с этой датой, потому что есть что показать и у нас прекрасное наследие в этом ключе. И, может быть, даже сделать такой посыл для современного искусства — переосознание этой эпохи глазами современных художников, чтобы знать свою историю. Очень хотелось бы поработать в направлении modern art. Это тема, которая у нас, к сожалению, мало охвачена. Это как раз то самое искусство от 1940-х годов до 2000-х годов, которое сейчас мало представлено, а на самом деле это колоссальный сильнейший пласт.