Все его работы были сделаны наспех и всегда отличались обилием разных стилей и материалов. Джулиан Шнабель (Julian Schnabel) – тот человек, который перечеркнул крылатое выражение «поспешишь – людей насмешишь». Когда он спешил, мир восхищался.
Родился Джулиан 26 октября 1951 года в нью-йоркском районе Бруклин. За работу в кинематографе он принялся не сразу, а начинал как художник. В 1979 году у Шнабеля состоялась первая персональная экспозиция в галерее Mary Boon в Нью-Йорке. В это же время он получил международное внимание СМИ к своим «тарелочным» картинам – огромного размера изображениям, в которые были вмонтированы осколки фарфора.
Джулиан всегда настаивал на том, что является живописцем, хотя более известен своей режиссерской работой.
В этой сфере маэстро дебютировал в 1996 году байопиком «Баския» (Basquiat), о котором мы уже писали ранее. Через четыре года вышла вторая лента «Пока не наступит ночь» (Before Night Falls) , а вскоре − «Скафандр и бабочка» (Le scaphandre et le papillon).
Шнабель всегда отличался свободолюбием. Его бесконечную любовь к пижамам отметила Наоми Кэмпбелл, когда беседовала с режиссером специально для издания Interview. Два старых приятеля познакомились в далеком 1985 году в Париже в доме дизайнера Аззедина Алайи. Тогда Шнабель открыл для 15-летней модели мир современного искусства. А сейчас двери его дома постоянно открыты для хорошей подруги.
На ироничные вопросы о пижаме Джулиан вполне серьезно заявляет, что для него такой внешний вид комфортен. Безусловно, в Каннах, когда он выходил получать премию за лучшую режиссерскую работу (фильм «Скафандр и бабочка»), Шнабель надел смокинг. Но днем не забыл совершить променад по магазинам в излюбленной домашней одежде. Более того, его удивляет тот факт, что при желании сменить удобное на красивое у всех складывается впечатление, словно ты нарядился.
Кроме вопросов житейских, обсуждали Наоми и Джулиан дела профессиональные. Режиссер признался, что делать фильмы ему гораздо проще. Если кино – это «всегда» история, то его создание – это «уже» история. Живопись – нечто абсолютно иное, она повествует порой о вещах, несопоставимых по силе с кинематографом. Как художник Шнабель убежден в существовании таких вещей и явлений, которые можно передать, только изобразив их.
В глазах западных критиков Джулиан был в первую очередь художником, обратившимся к кинематографу. В то время как в арт-мире его носили на руках, титул «коронованного» режиссера ему удалось завоевать не сразу и не так просто.
Ленту «Баския» сочли попыткой оправдания тусовки художников 80-х годов. Не преминули упрекнуть Шнабеля и в том, что герой Гэри Олдмена – художник, рисующий огромные полотна, – проекция самого Джулиана. До дрожи в коленях бесила Запад режиссерская снисходительность к главным героям.
За плохим редко можно разглядеть хорошее, потому в те годы забыли отметить, что именно Шнабель одним из первых в кинематографе 90-х открыл миру богемную субкультуру искусства тех лет. Никто не стал акцентировать внимание и на том, что Шнабель стал новатором в области кинематографа. С его легкой подачи роли знаменитых личностей 80-х годов были заняты культовыми актерами, музыкантами и такими деятелями арт-пространства, как Дэвид Боуи, Дэнисс Хоппер и Кристофер Уокен.
На главные роли в фильм «Пока не наступит ночь» он пригласил звезд интеллектуального кино 90-х – Хавьера Бардема, Джонни Деппа и Шона Пенна. Когда надо было изобразить гомосексуального художника с женственными повадками, Шнабель поставил на эту роль мужественного и брутального Бардема. Все были в недоумении и в один голос негодовали, как этот мачо сыграет женоподобного поэта? Приз за лучшую мужскую роль и премия «Оскар» в этой же номинации стали доказательством тому, что Шнабель был прав.
Кстати, сам Джулиан относится к рецензиям на собственные работы философски и несколько саркастично. Фильмы «Баския» и «Пока не наступит ночь» разделили критиков на два противоборствующих лагеря: за и против. Но лента «Скафандр и бабочка» вызвала в большей степени положительные эмоции, что удивило режиссера. «Оргия положительных отзывов», – так он говорит обо всем, что говорят и пишут. Кинокритик Дэвид Дэнби назвал это «рождением нового кино», а другие положительные отзывы Шнабель комментировать отказывается.
Премия в номинации «Лучший режиссер» на Каннском кинофестивале в 2007 году, премия «Золотой глобус», Независимая Премия Духа и номинация на премию Оскар – весь список почестей легендарного мастера. Заслуга Шнабеля состоит в том, что он всегда чувствует ответственность за свой труд и искреннее желание воплотить идею в жизнь:
«Вместе с привилегиями приходит ответственность. В фильмах я говорил за тех, кто не мог сделать этого сам. Мне казалось, что я такие истории раньше нигде не видел и не слышал, хотелось узнать об этих людях больше. Я не создавал иллюстрации к тому, что понимал и так. Я снимал кино для того, чтобы получить новые переживания»
Он всегда знает, чего хочет, и всегда добивается своего. Доходит до малого: во время съемок фильма «Пока не наступит ночь» Шнабелю хотелось, чтобы пошел дождь, и он действительно шел. Себя Джулиан считает счастливчиком и крайне боится отпугнуть удачу.
Режиссер-живописец Джулиан Шнабель. Часть 2