У попа была собака, он её любил. Она съела кусок мяса, он её убил. В нашем случае всё не так, как в этой присказке, я использовал её чтобы привлечь ваше внимание. На самом деле герой фильма «Догмэн», нового творения итальянского режиссёра Маттео Гарроне, очень собак любит. Он их стрижёт, массирует, пылесосит, делает им педикюр и маникюр.



Я продолжаю разгребать Каннские завалы, и смотрю фильмы-призёры 2018 года, которые появляются в нашем прокате. Эта картина получила награду за лучшую мужскую роль. После просмотра подтверждаю – действительно, главный герой получился колоритным. Его образ понятен, потому что очень знаком по русской литературе.

Это Марчелло, и мы его уже встречали. У Гоголя он Акакий Башмачкин, а у Достоевского – Макар Девушкин. Как можно догадаться из приведённых примеров, это маленький человек, но в фильме его образ воплощён как в переносном, так и в прямом смысле. Наш Марчелло отнюдь не Мастроянни, он типичный итальянец-коротышка с огромным носярой, чёрными как смоль волосами и лошадиной улыбкой. Марчелло часто улыбается, потому что его улыбка – это следствие не только его добродушия, но и слабости.

 

 

Часто в блогах некорректно сопоставляют безнадёжные урбанистические пейзажи российских моногородов с картинками чистой и прилизанной Европы. Так вот, хочу сказать, что это намеренное злоупотребление доверчивостью читателей. Многие итальянские города в этом отношении дадут фору России. Пройдитесь, например, по трущобам нижнего Неаполя, сами всё увидите. Только денег много с собой не берете, всё равно придётся отдать, реально ограбить могут.

Вот и Марчелло живёт в бедном криминогенном районе. Он владелец магазина «Догмэн», и его дог-шоп расположен в череде магазинов на побережье, больше похожих на гаражи. Несмотря на близость моря, видок не очень романтический, побережье всё каменисто-грязное и заросшее жухлой травой по пояс. Дальше за магазинами расставлены вдоль вонючего канала обшарпанные бетонные дома. Гетто, одним словом.

Контингент здесь проживает соответствующий. Помимо легальной деятельности, многие занимаются тёмными делишками – кто краденое скупает, кто кокаином потихоньку баражит. Но Марчелло этого не нужно, он человек маленький, на жизнь ему хватает. Он любит свою работу, свою малолетнюю дочь, своих собак. Однако у него есть друган – громила Симоне.

 

 

Симоне – сущий отморозок, такие мне не в литературе, но в жизни часто попадались – ведь я и сам родом из 90-х и рос в провинции. Если по собачьей иерархии Марчелло – вислоухий лох-спаниель, то Симоне – безбашенный бульдог. Тоже очень колоритный персонаж. Крупный, под два метра ростом детина. Маленькие поросячьи глаза, расплющенный боксёрский нос. Как и положено таким персонажам, в одежде предпочитает суровую эстетику Adidas. Однако спорт у Симоне другой. Разбить кому-то в кровь лицо, ограбить, кинуть, чтобы потом нахаляву нанюхаться кокаином – всё это в его манере поведения. Такие Симоны не смотрят дальше своего свёрнутого носа и долго не живут. Но за свою быструю жизнь создают множество проблем окружающим. И наш Симоне, беспредельничая, не думает о последствиях, потому что и думать-то ему особо нечем. Мозг настроен только на примитивные реакции, а нос каждый день как пылесос работает, кокос всасывает. Нюх у него на кокошу, как у специально обученной собаки на таможне. После же употребления наркотиков душа требует погонять на мотике – времяпрепровождение достойное реального итальянского пацана.

Вот этот наркокачок держит Марчелло за свою шестёрку. Подбивает его на нехорошие дела и использует для получения своей ежемоментной выгоды. В конце концов Симоне подставляет Марчелло, и тот садится за него на год в тюрьму.

 

 

Фильм неплохой, но отнюдь не самый новый на эту тему. Смотрите классику: вот вам и «Ночи Кабирии» Феллини 1957 года, а вот и «Аккатоне» Пазолини 1961-го. Кстати, Пазолини убили в одном из таких бедно-криминальных гетто, на побережье Остии под Римом. Правда, убили маэстро за то, что он воспылал чувствами к подростку, а в среде реальных итальянских пациков такое поведение не приветствуется.

«Догмэн» снят в итальянской классической традиции кино, поэтому не ждите того, что Марчелло, выйдя из тюрьмы, в которой он возмужал и накачался, будет всем страшно мстить. Нет, это не голливудская туфта, картина близка к реалиям, а в жизни так не бывает. А как бывает – это вы уж сами увидите.