Микки и Мэллори. Влюблённые в друг друга парень и девушка. Мэллори сбегает с Микки от своих родителей, и они колесят по штатам Америки. Фильм Оливера Стоуна мог быть романтической историей, если бы за его персонажами не тянулся кровавый след множества убийств, а его картина, снятая в 1994-ом году, не называлась «Прирождённые убийцы».



Я вспомнил эту картину, когда узнал, что новый фильм датского режиссёра Ланса фон Триера вызвал скандал на недавнем Каннском кинофестивале. Его «Дом, который построил Джек» – фильм о серийном убийце, и в этой картине Триер руками своего героя убивает женщин и детей. Пишут, что с премьерного показа из зала ушло около ста зрителей. Хотя многие из тех, кто остался, стоя аплодировали после просмотра. Фон Триер – один из любимых моих современных режиссёров, и я жду каждого его нового фильма, и каждый его фильм ждёт моей рецензии – читайте Artifex.ru. Но фон Триер и Стоун абсолютно два разных художника, и я не могу сравнивать две картины, посмотрев только одну из них. Однако, судя по трейлеру «Дома…», параллели напрашиваются – оба фильма провокационны и скандальны, в обоих фильмах главными героями являются серийный убийцы, в обоих убийство возводится в культ. Только вот Оливер Стоун снял свою картину намного раньше.

 

 

«Прирождённые убийцы» – лучшая картина Стоуна, хотя свои «Оскары» он получил не за них. Его можно назвать американским диссидентом. В юности Стоун отслужил во Вьетнаме, был дважды ранен, награждён несколько раз. Однако к своему государству Стоун встал в резкую оппозицию. Он снял «Взвод» (вьетнамская тематика тогда была очень популярна), и на Стоуна посыпались награды. Фильмы на тему борьбы за мир во всём мире, за права человека и за демократию нравятся голливудскому истеблишменту, хотя они могут быть отнюдь не высокого уровня. Какой-нибудь Бен Аффлек снимает какую-нибудь «Операцию Арго» – и на тебе, Бен Аффлек, бери и клади два Оскара в сумку. Нет, я не хочу сказать, что стоуновский «Взвод» плохой. Но фильмы о Вьетнаме бывали и лучше.

Однако, «Прирождённых убийц» американское киносообщество призовым вниманием обошло. На то, конечно, были причины. Фильм, по сути, пропагандирует борьбу не за права человека, а за их нарушение. Главных героев можно назвать бунтарями – свобода проявления индивидуальности по нраву людям искусства, так как все они выросли из «детей цветов», хиппи 60-х. Но в картине нарушается табу на убийство – Микки и Мэллори Нокс убивают всех, кто попадается им на пути.

 

 

Стоун делает их положительными персонажами, волей-неволей начинаешь симпатизировать героям. Многие их жертвы «не напрасны», многих, кого они убивают, абсолютно не жаль. Цепь насильственных смертей начинается с убийства родителей Мэллори: отец-тиран, практиковал домашнее насилие и приставал к своей дочери, мать на всё закрывала глаза. Сам фильм начинается со сцены в кафе: ковбой-деревенщина пытается к Мэллори приставать, отец ковбоя отпускает сальности в её адрес – ну, как тут не убить! Казнить, казнить, нельзя помиловать – наши герои расставляют кровавые запятые и отправляются дальше в путь. Их можно представить ангелами-истребителями. Разве Господь не карал грешников? По сравнению с другими Мики и Мэлори – самые честные персонажи в фильме. Они убийственно честны.

Стоун в своей картине экспериментирует: цветные кадры сменяют черно-белые, в фильме присутствует мультипликация, применяются нарезки из новостей, документалистики, широко используется ассоциативный монтаж. Стоун иронизирует над американской массовой культурой – отдельные сцены представлены в виде комикса или юмористического шоу с «механическими» аплодисментами и закадровым смехом. Он делает из серийных убийц топовых знаменитостей, у них появляются свои безумные фанаты. В конце концов насилие выходит в прямой эфир – в финале фильма транслируется телерепортаж побега Мики и Мэлори из тюрьмы. Помогавшего им журналиста не пощадят – влюблённая парочка убивает и его.

 

 

Можно сказать, что с «Прирождённых убийц» начинается успешная кинокарьера Вуди Харрельсона, сыгравшего главную роль. Нужно отметить, конечно, и игру главной героини в исполнении Джульетт Льюис. Она создала великолепный образ нимфетки – девочки-подростка с маленьким круглым лицом, ямочками на щеках и на подбородке и милой улыбкой-гримасой. И в тоже время какая жестокость под маской невинности! Какая поразительная живая эмоциональность! Изумительная игра.

Отдельно нужно сказать и о саундтреке. Его составлял известный рок-музыкант, лидер индастриал-группы Nine Inch Nails Трент Резнор, впоследствии получивший за уже свою музыку к другим фильмам «Оскар» и «Золотой глобус». Саундтрек же к «Прирождённым убийцам» назван некоторыми музыкальными изданиями одним из лучших сборников и альбомов 90-х. Его можно рассматривать как отдельное художественное произведение. В него вошли песни Боба Дилана, Пати Смит, самого Резнора, а также культовых альтернативных рок-групп. Начинает и заканчивает сборник шикарный «героиновый» вокал Леонарда Коэна.

 

 

История о Мики и Мэллори романтическая, в начале своей рецензии я был неправ. Фильм же про любовь? И про любовь тоже. Одним из вариантов концовки была смерть парочки, но тут Стоун решил не нарушать традиций и остановился на хэппи-энде. Ведь всем известно, что голливудское кино должно заканчивается хэппи-эндом.