В Венеции проходит 58-я биеннале современного искусства с неоднозначным названием «Чтоб вы жили в эпоху перемен» (в английском варианте данное изречение звучит как «May You Live In Interesting Times»). Оказалось, что на взгляд художников, мы живем во времена цифровых войн, фейковых новостей, глобального потепления и последствий колониального прошлого.

Раз в два года Венецианская Биеннале становится эпицентром главных событий художественной жизни и крупнейшим смотром современного искусства со всего мира. Парящая на воде Венеция, загроможденная искусством, «приплывшем» сюда со всех концов света, вновь стала главным магнитом для любителей искусства, отворив свои двери весной этого года. Такое количество журналистов и разнообразных art people, благодаря растущей популярности Биеннале, Венеция еще не видела. Только в дни предоткрытия (pre-opening program прошла в дни с 7 по 10 мая 2019 года) ее посетили свыше 30 тысяч человек. Продлится же выставка до 24 ноября 2019 года, предоставив возможность насладиться современным искусством всем, кто окажется в это время в Венеции.

В названии Биеннале использовано «китайское проклятие» «May You Live In Interesting Times» (в русском варианте оно звучит как «Чтоб вы жили в эпоху перемен»), которое в самом китайском языке эквивалента собственно не имеет. Поэтому уже само это название отсылает нас к теме не только конфликтов и противоречий, но и фейков, которые современные художники отразили посредством представленного на Биеннале искусства. Вместе с тем, Венецианский проект демонстрирует нам, что искусство — это своего рода противоядие фальшивому миру фейковых новостей и со слов куратора основной программы Биеннале Ральфа Ругоффа «способно открыть нам видение на мир».

Основная программа

В целом, в рамках основной программы Биеннале были представлены работы, актуализирующие вопросы поиска идентичности, глобальных конфликтов, экологии и конечно стремительного развития технологий (это и роботы, и искусственный интеллект, и «видеофейки»- т.н. deep fakes).

 

 

Звучали также темы этики, бедности, проблем мигрантов, а острые политические, гендерные или социальные вопросы оказались в меньшинстве, и по сравнению с биеннале прошлых лет отошли на второй план.

 

 

Смещение границ виртуального и реального проявилось и в представленных жанрах — явно лидируют видео и интерактивные инсталляции, широко используются звуковые и цифровые эффекты. Традиционные форматы (живопись, фото) чаще представлены в национальных павильонах пока неискушенных стран (например, Ганы или Малайзии, впервые принимавших участие в выставке).

 

 

«Эпоха перемен» не обошла стороной и организаторов выставки — в отличие от прошлых лет, не только сменился набор топовых тем и жанров, но и условия отбора работ. Впервые к участию были приглашены действительно современные авторы — исключительно ныне живущие и молодые художники (в возрасте до 40 лет). Нетипичен был и формат организации пространства выставки: во-первых, основная программа шла сразу на двух площадках — Арсенале (бывший военный арсенал) и Джардини (так называемые «Сады Джардини»); а во-вторых, авторы могли представить одновременно две своих работы — по одной на каждой из площадок. Такой формат явно имеет свои плюсы — несмотря на меньшее, чем в предыдущие годы количество художников (79), каждый получил шанс продемонстрировать более широкий диапазон своего творчества за счет возможности выставить сразу два своих произведения.

Традиционно в рамках биеннале жюри вручает несколько наград: «Золотого льва» — лучшему национальному павильону; «Золотого» и «Серебренного львов» лучшим художникам в рамках основной экспозиции; специальными призами могут быть выделены до двух художников и один национальный павильон.

В этом году главный приз Биеннале достался чернокожему художнику и кинематографисту Артуру Джафа (США) за пятидесятиминутный фильм «Белый альбом» (The White Album). Через коллаж из отрывков телепередач, клипов, вирусных роликов, документальных видео, автор рассказывает историю о «белых» людях — их власти и влиянии, месте в истории, взгляде на расовые проблемы.

 

 

«Серебряного льва», которого вручают молодому художнику, получил Харис Эпамидонду (Кипр). «Золотым львом» за вклад в искусство наградили скульптора и поэта Джимми Дарем (США), а специального упоминания жюри удостоились художницы Тереза Марголис (Мексика) и Отобонг Нканга (Нигерия).
Здесь нельзя не отметить явно преобладающее число женщин-художников, что является прецедентом для всей истории существования Биеннале. Ее тут же окрестили «La Biennale Donna» («женская биеннале»), а наибольшее число отмеченных критиками работ принадлежат именно художницам.

 

 

Национальная программа

Помимо основной программы, которая развернулась в Арсенале и Джардини, в Биеннале принимают участие 89 национальных павильонов.

Выделим основные «хиты» национальной программы.

Литва

Эксперты наградили «Золотым львом» литовский павильон, на территории которого развернулась целая опера. По задумке авторов, зрители, наблюдая в полной тишине за происходящим на искусственно созданном пляже с балкона, погружаются в мысли о глобальном потеплении и конце света через истории «отдыхающих». Отобранные профессиональные оперные певцы изображают стандартную пляжную рутину: «сидят» в телефонах, играют в бадминтон, читают книги, едят и поют.

Однако профессиональных исполнителей павильон смог себе позволить лишь в дни предоткрытия. Сейчас же оперу на пляже можно увидеть лишь по субботам, но стать частью перформанса и понежиться на «пляже» под взгляды удивленных зрителей может любой желающий. Каждый, кого привлекает такая возможность, может подать заявку на сайте Биеннале, далее пройти отбор, в том числе и купальных костюмов, и привезти с собой атрибуты для походов на пляж в обычной жизни. Подтверждая статус «La Biennale Donna» весь состав создателей павильона, включая куратора (Лючии Пьетроюсти), комиссара, композитора (Лина Лапелите), драматурга (Вайва Грайните) и режиссера (Ругиле Барджюкайте), был представлен женщинами.

 

 

Бельгия

Специальное упоминание жюри получил павильон Бельгии. Создатели проекта «Mondo Cane» («Собачий мир») стали художники Йос де Грюйтер (Jos de Gruyter) и Харольд Тис (Harald Thys). Проект представляет собой разделенную надвое реальности, каждая из которых отражает разные состояния человека. Первая представлена находящимися в центре павильона фигурами ремесленников средневековой Европы — музыканта, сапожника, точильщика ножей, прядильщика, а по краям, за решеткой — параллельный мир сумасшедших, поэтов и маргиналов. Эти две действительности, которые сосуществуют в одном пространстве павильона, никак тем не менее не пересекаются. Этот контраст усиливает ощущение «двуличности» Европы и мира в целом.

 

 

Франция

Проект Лоры Прувост во французском павильоне под названием «Глубокое синее море окружает тебя» ищет ответы на вопросы о том, кем мы являемся, откуда пришли и куда проложен дальнейший наш путь. Под тенью утопии и сюрреализма проект отбрасывает нас к желанию скрыться от повседневности, которая все в большей степени поглощает человеческую жизнь, и найти тропу в лучший мир. Павильон под грузом метафорического высказывания инсталляции, погружается в царствование отходов, отдаваясь во власть растений, смолы, окурков, пленки, мобильных телефонов и даже яичной скорлупы.

Глобализация и изменчивость мира, растворяющая и подменяющая истинные ценности в мировом круговороте новомодных идей, приводит как к конфликту поколений, так и к межнациональным и языковым барьерам. Центральной идеей национального французского павильона и является абсурдность столь укоренившихся в нашей цивилизации барьеров. Своей инсталляцией художник призывает растворить существующие различия и принять текучесть нашего бытия.

 

 

Россия

В этом году куратором российского проекта выступило не конкретное лицо, а институция — Государственный Эрмитаж во главе с его директором Михаилом Пиотровским. Верхний этаж павильона отдан под мультимедийную инсталляцию кинорежиссера Александра Сокурова, в которой автор переосмыслил рембрандтовский шедевр «Возвращение блудного сына». На нижнем этаже, вся в темно-красных переливах, разместилась работа художника и сценографа Александра Шишкина-Хокусая. Его интерактивная фанерная инсталляция «Фламандская школа» представлена искаженными копиями работ фламандских живописцев из коллекции музея и механическими танцующими фигурами.

На фоне довольно сильных проектов стран-хедлайнеров, наш российский павильон не был сильно отмечен вниманием критиков и зрителей. Можно признать, что такая попытка компенсировать отсутствие российских художников как в основной, так и в параллельной программе Биеннале (что произошло впервые за всю историю выставки), России удалась слабо. Интерпретация классики посредством скульптуры и мультимедиа — распространенный, но далеко не новый формат для высказывания. Кроме того, в российском павильоне явно сквозит «тенями прошлого», а задача выразить посредством искусства современные проблемы общества оказалась забыта. Тем не менее, российский павильон явно заслуживает интереса, его драматизм и зрелищность сильно впечатляют.

 

 

Параллельная программа

Кроме основных и национальных павильонов Биеннале развернулась также на семнадцати площадках, где различные страны могли представить художников, не попавших в шорт-лист Биеннале.

Внимания заслуживает ретроспективная выставка яркого представителя немецкого постмодернизма Георга Базелица в Галерее Академии (Galleria dell'Accademia), которая организована Gagosian Galler; ретроспектива стоявшего у истоков абстрактного экспрессионизма влиятельного американского художника Аршила Горки во дворце Ка-Пезаро (Ca'Pesaro); выставка «Dysfunctional» в Ca’d‘Oro, где представлены работы семнадцати художников, которые после окончания Биеннале будут объявлены к продаже; выставка Alberto Burri, организованная международной галерея Tornabuoni, где представлены свыше пятидесяти работ художника.

Неофициальная программа

Помимо официальной части Биеннале дает возможность продемонстрировать причастность к этому грандиозному событию всех неравнодушных к искусству арт-институций.

Такая программа представлена различными мероприятиями некоммерческих и частных галерей, а также персональными выставками художников.

Например, интересна выставка популярного румынского художника Адриана Гени в палаццо Чини (Palazzo Cini), который создает свои работы в интересной технике — используя мастихин и трафарет или царапает свои уже написанные картины. Имена российских художников тоже встречаются. Камерное пространство на улице Фантин знакомит нас с творчеством Натальи Чернаковой, работы которой вдохновлены детскими воспоминаниями и размышлениями о предназначении.

 

 

Пушкинский музей и Stella Art Foundation в церкви Сан-Фантин (San Fantin) представили мультимедийный проект «В конце пребывает начало. Тайное братство Тинторетто». В честь пятисотлетия знаменитого венецианского живописца Тинторетто театральный режиссер и художник Дмитрий Крымов показывает инсталляцию-перформанс по мотивам «Тайной вечери», а художница-концептуалист Ирина Нахова — медиа-инсталляцию, в которой переосмысливаются библейские сюжеты, которые были в основе живописи Тинторетто, в контексте новейшей истории. Дополняет концепцию перформанса внутри церкви Сан-Фантин американский художник Гэри Хилл, который разложил элементы живописи на спектры и нейроны. Проект Пушкинского музея хоть и вторит Эрмитажу, показывает ретроспективу классики, но, тем не менее, по впечатлению, смыслам и оптике представленных работ точно выигрывает. Будем надеяться, что к началу следующей венецианской биеннале Россия сможет ярче проявиться в рамках международной повестки современного искусства.

 

 
 


Авторы: Миронова Анна, Петруханова Алина