Революция во всех её восхитительных и ужасающих проявлениях – главная тема четвёртого выставочного сезона Музея уличного искусства в Санкт-Петербурге.
Экспозиция получила броское и неординарное название «Праздник к вам приходит». Трагические события сквозь призму нового искусства продемонстрировали 50 художников из 12 стран и раскрыли тему с точки зрения восприятия революции как взрыва бешеной энергии, разлома, объединенной силы толпы, парадоксально направленной как на разрушение, так и на созидание.
Во время подготовки выставки творческим деятелям приходилось работать в сложнейших погодных условиях – в снег, в дождь, в град, - однако всё было готово в срок, несмотря на то, что для художников из южных стран (Португалии, Испании, Италии) эта ситуация была близка к экстремальной.
Среди работ, представленных на выставке, самыми яркими стали инсталляция Алены Коган «Схема рождения нового мира», новая серия скульптур “Пехота” от Сергея Карева и граффити Александра Гущина «Ленин — град».
Итоги открытия четвёртого сезона обсуждались на форуме «Искусство прямого действия». Первая дискуссия называлась «Арт-пролетариат», куратором которого был философ Александр Секацкий. Спикерами обсуждения стали художник и участник арт-группы «АЕС+Ф» Лев Евзович, директор Музея уличного искусства Андрей Зайцев, независимый исследователь, основательница и лидер петербургского киберфеминизма Алла Митрофанова, философ и кандидат экономических наук Александр Погребняк, художник Дмитрий Пиликин, а также гость из Германии - куратор, драматург, сценарист, художественный директор театрального биеннале «Импульс» Флориан Мальзахер.
Александр Секацкий направил дискуссию по пути обсуждения разницы между арт-пролетариатом и классическим пролетариатом. Он отметил, что, бросая беглый взгляд на современность, можно увидеть, что искусство становится если не самой массовой профессией, то удивительным массовым увлечением. И прежде всего куратор выделил как раз искусство улицы, максимально перекликающееся с революцией.
Итак, возможно ли предположить, что художники и другие деятели искусства способны организовать некий не просто политически активный класс, но класс, который, быть может, продиктует свою собственную волю? Возможно ли говорить о преемственности того самого пролетариата в предполагаемом арт-пролетариате современности? Вот некоторые комментарии спикеров по теме:
Александр Погребняк: Слово «пролетариат» даже с приставкой «арт» -означающее, вызывает ожидание. Увидев работы и зрителей, я подумал: наверное, так и должен выглядеть победивший пролетариат. Пролетариат, который созерцает свои собственные произведения, и это не только выставочные объекты, но и сам собравшийся здесь пролетариат.
Алла Митрофанова: Мы празднуем революцию, говорится об этом очень много, но как-то не связывается это в один общий образ. И вот у меня есть простое объяснение. Революций было много.
Была революция, отменившая прежнюю социальную структуру и подвергшая динамике все социальные отношения. Соответственно, возникали новые классы, эти классы не были устойчивыми, они были перепутные, условными, грубыми.
Вторая революция – эстетическая. Очевидно, прежнее искусство, которое изображало природу социальной жизни как она есть, больше было невозможно. Соответственно, новые формы, новые способы приближения реальности мы можем видеть в этом новом искусстве.
Также я хотела бы отметить, что революция была еще и гендерная. После октября 17 года сразу идут законы о браке, о разводе, о принятие внебрачных незаконнорожденных детей, а дальше начинается структура женотделов и ликбеза. Государство берет на себя женские праздники, таким образом освобождая их для публичной сферы. Публичное входит в частное, приватное и делает его политическим.
Лев Евзович: Сложная тема, потому что я не очень понимаю, что сейчас является пролетариатом. Все, что происходило сто лет назад, потеряло сейчас какой-либо смысл, и тем не менее мы все чувствуем, что присутствуем в какой-то перманентной троцкистской революции, которая оказалась совершенно другой, нежели ее представляли сто лет назад. То есть это и гендерная революция, когда уже не важно это деление на традиционный гендер или гомосексуализм.
Насладиться экспозицией можно будет до 30 сентября.