Что можно сделать с деревом? Ответы очевидны: построить дом, разжечь костёр, соорудить шалаш или переработать в бумагу. Но для итальянского мастера Джузеппе Пеноне (Giuseppe Penone) всё это слишком банально. Он предпочитает переворачивать деревья с корней на макушку, обнажать их «скелеты» и делать из них провокационные скульптуры.
Деревья в его исполнении похожи на ощетинившихся дикобразов, странных человечков и мучеников, зашнурованных проводами и истерзанных гвоздями. Работы 67-летнего итальянца заставляют задуматься о времени, жизни и смерти, природе и человеке. Казалось бы, ничего особенного, всего лишь стволы и ветки, но, глядя на них, почему-то начинаешь задавать вопросы и искать ответы.
Джузеппе Пеноне принадлежит к течению Arte Povera, что с итальянского означает «бедное искусство». Термин впервые ввёл в обращение Джермано Челанто в 1967 году. В чём суть этого направления? Создание объектов и инсталляций из простых предметов обыденной жизни. Порой материалы для произведений мастера подбирают …на помойках! Arte Povera родилась на базе Pop-Art и стала противовесом вычурному «богатому» искусству. Среди выдающихся представителей эпатажного течения можно выделить Микеланджело Пистолетто, Янниса Куннелиса и, конечно, Джузеппе Пеноне.
Наш герой увлекается не только древесиной. Он эпатировал публику и другими своими творениями. Этот человек довёл до абсурда концепцию музея: поместил в него лошадей и красную дорожку для посетителей. Эта провокация носила название «Инсталляция с 12 живыми лошадьми».
Что же касается деревьев, то произведения из них Пеноне начал создавать ещё в далёком 1969 году. Это случилось в лесу Гарессио, недалеко от места, где родился художник. До сих пор одной из самых интересных его работ является ствол, внутри которого находится ещё один. Это своеобразная метафора возрождения новой жизни из пепла. Как мастеру удалось технически воплотить её в жизнь? Довольно просто. Он собственноручно высекал всё лишнее из бревна, пока внутри не остался только «скелет».
Но, несмотря на все выходки, Джузеппе – не просто вычурный «раздолбай». В 1989 году он году был номинирован на премию Тернера, а в 2001 – стал лауреатом премии Рольфа Шока. Скульптор также преподаёт в парижской школе изящных искусств.