Всё гениальное просто. Кажется, именно этим правилом руководствовался миланский скульптор, создавая серию Extra Moenia. Его творения удивительно выверены и детализированы. Однако главным — этакой вишенкой на торте — остаётся их исполнение.

Скульптуры Маттео Пульезе (Matteo Pugliese) подвесные. Каждая фигура изготавливается не целиком, а в виде нескольких деталей и, словно пазл, «собирается» на стене в нужный образ. Подобный подход к искусству делает выставки итальянца чем-то средним между скульптурой и инсталляцией.

 

Маттео родился в Милане. В девятилетнем возрасте вместе с семьей переехал в Сардинию, где самостоятельно учился рисованию и лепке. Спустя двенадцать лет, он вернулся в родной город, поступил в институт и в 1995 был удостоен диплома искусствоведа. Позже, в 2001 году, Пульезе арендовал студию в центре Милана и провёл свою первую персональную выставку. Через восемнадцать месяцев состоялась «официальная» выставка в галерее Brera. Постепенно, год за годом Маттео покорялись такие города, как Нью-Йорк, Рим, Гонконг, Лондон.

Первые скульптуры из серии Extra Moenia создавались ещё в 1998 году. Тогда Пульезе использовал терракоту и бронзу, в более же поздних работах предпочтение отдавал металлу. И в 98-ом, и в 2015 предмет изображения не меняются: Маттео создаёт реалистичные фигуры атлетов, частично скрытых от глаз стеной.

Творениям итальянца присуща некая двойственность. С одной стороны, в рельефных обнажённых мужских телах есть красота и чёткость линий таких классических скульптур, как «Дискобол» и «Мыслитель». С другой – его работы отличаются современностью подачи. Словно застрявшие в стенах атлеты Пульезе позволяют зрителю не просто насладиться выставкой, но и задействовать фантазию. Сложно сказать, что же на самом деле произошло с этими бронзовыми людьми. Они застряли в пространственно-временной ловушке? Погружаются в некую субстанцию? Пытаются вырваться? Или спрятаться?.. Каждый сможет найти в эмоциональных лицах и напряжённых телах что-то интересное, загадочное и даже интимное, личное.

Скульптуры Маттео индивидуальны, как и люди. Не так важно, где они за-стряли и почему. Гораздо интереснее обратить внимание на мимику и позы атлетов. Это воплощение всего искреннего и человеческого: отчаяния и оптимизма, силы духа, целеустремленности, гордости, боли, гнева… В их мускулах, выразительных пальцах и сжатых губах заключено движение. Для одних вперёд, для других — назад. Впрочем, есть и «застывшие», принявшие положение вещей и оставшиеся где-то посередине упрямцы.

Более пятнадцати лет итальянец работает над этой серией, постоянно добавляя новые скульптуры в белоснежную ловушку вертикали стен. И всё это время интерес к его творениям не уменьшается. Так почему же они столь популярны? Может быть, дело в том, что каждый из нас хотя бы в одном из атлетов видит себя? Себя, застрявшего в этой жизни, в очередной проблеме, которая в разы сильнее и прочнее. Себя, выбивающегося из сил в попытке справиться с этим. Себя, всё ещё не сдающегося.