Искусство для большого города − так можно охарактеризовать скульптуры Класа Олденбурга (Claes Oldenburg), американского классика поп-арта. Урбанистический пейзаж жаждет ярких пятен и напоминаний о мелочах.
Именно поэтому идеальным решением становится характерный приём Олденбурга − скульптурное выражение достаточно небольшого и совершенно обыденного предмета в гигантском масштабе.
Родился Клас в Швеции, а в штаты перебрался в возрасте семи лет. Именно здесь, в Чикаго, раскрылся его потенциал. Олденбург с детства интересовался искусством и писательством, поэтому после окончания Йельского университета он начал работать репортером в городской газете и параллельно получать образование в институте искусств Чикаго. В 1956 году он переехал в Нью-Йорк и стал членом группы художников, занимающихся театральными инсталляциями, получившими название «Происшествия».
В своих работах Олденбург обращается к обществу потребления и старается посредством юмора и метафоричности напомнить об универсальных человеческих ценностях. Именно поэтому своё творчество он характеризует термином «антимонумент». В отличие от традиционного поп-арта, где промышленные товары изображаются холодно и безлико, скульптуры Олденбурга передают улыбку и живые эмоции.
Самая известная работа 86-летнего американца – фонтан-скульптура «Ложка-мост и вишня» − гигантское украшение Сада скульптур Миннеаполиса. Гиперболизированная 15 метровая ложка расположена над водой и выполняет роль моста, придавая будничному предмету дополнительное функциональное назначение. Скульптура была возведена в 1988 году, материалами послужили нержавеющая сталь и алюминий, окрашенный полиуретановой эмалью.
Ещё один приём Класа – игра с пластичностью. Твёрдые предметы скульптор воссоздает из гибких материалов, благодаря чему они «провисают», а мягкие – наоборот, обретают чёткие формы. Яркий пример – «Мягкий умывальник». Привычный предмет интерьера, выполненный из ткани, заставляет остановиться и задуматься над обманчивостью любой видимой нерушимости.
Следующий приём мастера, о котором стоит упомянуть – причудливая окраска выбранных автором предметов. Не всегда можно угадать, чем именно вызвана перемена цвета, есть ли в ней какая-либо цель, или же это просто видение художника.
Ярким примером данного приёма можно назвать «Огрызок». Остатки яблока с ярко-розовой шкуркой можно увидеть в парке Кентукки. Ещё одна скульптура, изображающая труп яблока, находится в Иерусалиме, но не отличается необычностью цвета. Возможно, в эти работы вложена львиная доля иронии Олденбурга – всё ради общества потребления, берущего от жизни максимум, с целью призвать одуматься, пока не стало слишком поздно.
К самым узнаваемым работам также относятся «Воланы» – четыре скульптуры, различным образом расположенные в пространстве Музея искусств в Миссури и возведённые в 1994 году. Каждый из этих красавцев в высоту достигает 5,5 метров и собран из алюминия и армированного пластика.
Как и многие творцы, Клас Олденбург работает не один, рядом с ним всегда его верная спутница жизни, партнёр и жена − Кюзи ван Бругген (Coosje van Bruggen), известная писательница. «Мы хотим общаться с публикой, но на наших собственных условиях», − говорят они. И этот диалог, по мнению супругов, может существовать в любом месте, но начинается в студии, где пара окружена моделями, материалами и заметками.
Как и другие художники современности, Олденбург сделал очень многое для расширения границ искусства и заставил поверить, что юмор играет в нем не последнюю роль. Добился ли он успеха благодаря чуткому женскому руководству или потрясающему врождённому таланту – вопрос без ответа, но, безусловно, именно благодаря их совместному творчеству сейчас мы имеем возможность видеть столько захватывающих работ. Надеемся, что Клас ещё удивит нас, и желаем ему долгих лет жизни.