Художница Мария Даниловская, по совместительству владелица художественной студии-мастерской ARTDOM, рассказывает, как она вместе с мужем создала свой бизнес, чтобы заниматься творчеством. И чуть не забросила из-за него живопись.

 

 

Студии-мастерской ARTDOM - 3 года
Вышли в плюс через 8 месяцев

Как появилась идея бизнеса

Мы вернулись из длительного творческого отпуска по Китаю и появилась потребность делиться тем, что мы умеем, и получить стабильный источник дохода. Поработали там и сям, и поняли, что везде нам что-то не нравится. В государственных учреждениях одни проблемы, в частных школах — другие. И приняли решение открыть свою студию. Быстренько организовали ИП и потратили все накопленные денежки. В конце июля решили и в сентябре уже открылись.

Это не совсем правильный подход к бизнесу, надо было ещё подумать. Но если бы подумали хорошенько, мы бы не решились, потому что совершенно не понимали, во что ввязываемся. Мы понимали, как мы хотим преподавать, но с точки зрения ведения бизнеса и рекламы мы делали кучу ошибок. У нас до сих пор лежат тонны распечатанной рекламы, мы почему-то подумали, что на уровне района такая реклама должна лучше работать, чем соцсети, но сейчас мы понимаем, что она никому не нужна.

Неоправданные ожидания

Сложным для нас оказалось работать с клиентами. До этого мы общались с учениками как преподаватели. А сейчас приходят люди, настроенные на клиентское общение. Возникают ситуации, когда они нас недопоняли или мы их недопоняли — нужно было вырабатывать схему преподнесения информации, чтобы не было конфликтных вопросов.

Недавно был разговор о том, почему детские занятия дешевле взрослых. Люди не понимают, в чем разница работы с детьми и со взрослыми. Для нас разница огромна. К тому же, чтобы работать со взрослыми, нужна другая квалификация: работать с детьми может человек с педагогическим образованием в области ИЗО. А со взрослыми — только художник-профессионал, который понимает, как устроен процесс рисования. И то, что эта работа должна лучше оплачиваться, некоторые люди никак понять не могут. Слава богу, они отваливаются самостоятельно. Я стала спокойно относиться к процессу потери клиентов. Если ребенок или взрослый походил и со временем отвалился, даже испытываешь облегчение. Потому что чаще всего это люди, с которыми тебе сложнее работать. Твои клиенты с тобой остаются.

 

 

Сначала мы даже не умели считать. Мы поставили очень низкие цены на детские занятия. И потом целый год мучались, потому что не учли важные вещи. Еще мы делали гибкую скидочную систему, придумали абонементы для мам с детьми. И поняли, что во-первых, нельзя заниматься родителям с детьми вместе. А во-вторых, за час взрослый ничего не успевает сделать, а ребенок устает. И сейчас у нас нет никаких скидок.

Художники не могут так посчитать, чтобы у них всё сошлось. У нас до сих пор иногда бывают недочеты.

Теперь мы откладываем деньги на лето, потому что никогда не знаем, что будет на каникулах. Плюс налоги откладываем сразу. И текущие расходы в течение месяца: нам постоянно нужно докупать материалы, гипсовые головы. Шкафы ломаются, что-то постоянно течет. Пока что не так страшно, как могло бы быть.

 

 

Есть два типа людей, которые открывают подобный бизнес. Это либо люди, которые имеют к этому непосредственное отношение, то есть художники открывают художественную студию или гончары открывают гончарную мастерскую. Либо люди, которые оказались рядом с творцами. Например, маркетолог сходил в художественную студию, ему понравилось, и он открыл свою. На самом деле такие люди находятся в более выигрышной ситуации, потому что им интересно, при этом они не творческие личности. Для них процесс и результат в плане организации бизнеса важнее, чем личное творчество. Для нас студия — место, где мы можем преподавать, как нам хочется, но все равно это не творчество в чистом виде. Я знаю несколько людей, которые уходили в бизнес, и он их поглощал. Они сейчас творчеством не занимаются совсем: не пишут, не лепят, не танцуют. Они теперь бизнесмены.

Для нас главная задача — не потерять эту грань, чтобы оставались силы и время на живопись и выставки. Из-за этого мы думаем так: для бизнеса выгоднее пойти вот тем путем, это принесет больше денег. Но поскольку этот процесс для нас не только ради денег, то мы выбираем тот вариант, который принесет нам больше свободы.

Планирование и свобода — залог творчества в бизнесе

Когда ты преподаешь в художественной студии, ты отработал и ушел. А когда это твое дело, ты его додумываешь, доделываешь, совершенствуешь. Процесс работы не прекращается. Студия всегда с тобой. И тут важно уметь отключаться, иначе процесс поглотит. Помогает способ разделения времени. Творцу важна абсолютная свобода. Иначе теряется сам смысл бизнеса. Хотя бы три дня в неделю мне надо заниматься только творчеством, когда происходит полное отключение от рабочих процессов. Кому-то нужен только один день, а кому-то — пять. У всех по-разному, но это время обязательно должно быть.

 

 

У нас есть бухгалтер, который помогает вести бухгалтерию. Но по факту я занимаюсь всем. Запускаю рекламу, ищу какие-то маркетинговые ходы, которые сработают с нашей аудиторией. Сейчас реклама занимает гораздо меньше времени, чем на первых этапах. Нужно было разбираться, договариваться. Можно было вбухать кучу денег в рекламу, а она не давала никакого выхлопа. Или потратить 300 рублей на репост, который вдруг давал кучу отзывов. Выяснилось, что соцсети — для нас лучший способ. Понятно, что хорошо бы нанять человека, который бы грамотно всем этим занимался, но хороший специалист стоит для нас пока дорого. Каждый месяц на рекламу заложено 5000. Но тратить или нет их в этом месяце, решается по обстановке. Например, обычно стоит тратиться в конце августа и начале сентября, когда все только начинают планировать образовательные процессы и для детей, и для взрослых.

 

 

Сейчас студия в плюсе. И изначальная идея, что студия будет давать стабильный доход, и не надо переживать, что картина не продалась, работает. Хотя конечно, самый приятный доход — всегда от творчества, когда какой-то человек полюбил твою картину и захотел заплатить за нее хорошие деньги. Но это процесс волнообразный, и жить на него молодой семье сложно.

Творческого бизнеса не существует

Бизнес — это бизнес, организация проекта таким образом, чтобы он приносил прибыль. В таком понимании студию можно назвать творческим бизнесом. А когда он перерастает в масштабный процесс, как в студиях, где филиалы в разных городах — это совсем другое. И это не творческий бизнес, это бизнес, построенный на творческой сфере. Чем он отличается от любого другого, например, от интернет-магазина, который продает украшения? Точно такой же принцип, точно такой же маркетинг, продвижение - всё одинаково.

 


Автор: Анна Лобанова