Разбираемся: что не так в работе мозга творцов, что у них не получается зарабатывать деньги на творчестве. А также сколько стоит искусство и как его оценить.

Надо честно признать, что хотя об этом и не принято говорить, зарабатывать творцам непросто. И так было всегда, вспомнить хотя бы историю великого художника Винсента ван Гога. Неизвестно, как бы сложилась его жизнь, если бы не брат Тео, у которого он был на содержании все годы творчества. Эти факты не раз упоминаются в их переписке. Она опубликована под названием «Письма к Тео».

Но если раньше прагматики обвиняли «нежные натуры» в том, что они просто не хотят преодолевать трудности и строить карьеру по правилам, то недавно у творческих людей появились доказательства, что все дело не в том, что они не хотят. Они правда не могут.

Почему сложно заработать деньги творчеством?

Все дело в том, что мозг творческих людей не нацелен на заработок. Он так устроен физиологически, уверены немецкие ученые из Геттингенского медицинского центра. Это открытие уже признано прорывом. А заключается оно в том, что особенности работы мозга мешают творцам зарабатывать (по результатам исследования, опубликованным на Psychiatrie.med).

Во время исследования творческим людям показывали изображения, на которых нужно было найти определенные цвета и нажать на кнопку. По условиям задания за зеленый цвет испытуемые получали 30 евро, за другие — ничего.

Согласно проводившимся в этот момент исследованиям с помощью МРТ, когда творцы находили зеленый, их мозг проявлял слабую активность в области полосатого тела — участке, который отвечает за реакцию на вознаграждение. А когда испытуемые находили «бесплатные» цвета, повышенная активность наблюдалась в передней префронтальной коре. Эта зона в свою очередь отвечает за выработку дофамина и чувство удовлетворения. Получается, что мозг творцов выделял гормон радости тогда, когда они находили «бесплатные» цвета. У людей, опирающихся на логику, все наоборот. Ученые считают, что мозг творцов проявляет интерес к самому процессу, не беря в расчет итоговое материальное вознаграждение.

Как заработать на творчестве: личный опыт.

Во-первых, надо разделить творчество и искусство. Если мы рисуем дома по вечерам, то это все-таки хобби и любимое творческое занятие. А если мы сделали живопись своей профессией, то уже занимаемся искусством. Очевидно, что от первого ждать больших денег не стоит. А вот чтобы разобраться со вторым, я создала проект Artcoin про деньги в творческих профессиях, в котором выясняю подробности у профессионалов индустрии и помогающих практиков.

Говорят, что для того, чтобы творить, нужно стоять на плечах гигантов. Способности и талант – это важно. Но все творческие профессионалы в один голос говорят одно: как и в любой области все же сначала стоит получить необходимые знания и навыки, а потом уже думать о заработке.

И делать первые проекты бесплатно – это нормально. Но учтите: только первые!

А еще считается, что до 30 лет идти по проторенной дорожке – даже неплохо, так происходит взросление и становление. Но потом возникает острая необходимость в самореализации. Часто в начале карьеры творцы работают в офисе ради чувства безопасности и стабильности, но к среднему возрасту их неизбежно накрывает кризис и разочарование в жизни. И тогда очень хочется все бросить и начать уже заниматься тем, чем всегда и хотелось: писать картины или книги, снимать кино или петь песни. Но такой путь тоже вряд ли приведет к счастью и успеху.

Специалисты советуют сначала поработать в найме в той области, в которой хочется развиваться. А уже потом начинать самостоятельное плавание, переход в которое в этом случае будет естественным. И не будет возникать паника, когда непонятно, что делать и куда бежать.

Как оценить творчество и сколько стоит искусство?

Однако после работы в офисе остается привычка, что заработная плата — это компенсация времени, которое было потрачено на работу и благо компании. И по себе знаю, что когда начинаешь заниматься любимым творческим делом, попадаешь в ступор: а за что мне будут платить? Ведь я же не страдаю, не трачу время на то, чего мне делать не хочется. Я получаю удовольствие от того, что делаю. И появляется ощущение, что вроде бы и платить мне значит не за что.

Для того чтобы осознать, что в творчестве (как собственно и в бизнесе) платят не за страдания, а за ценность, которую вы создаете, понадобится некоторое время. Иногда даже приходится обращаться к психологу.

 

 

Надо признать, что ценность, например, картины будет не объективна. И тут возникает следующий вопрос: а как тогда устанавливать цену? В оценке своего творчества создатели снова наступают на те же грабли и начинают задаваться вопросом: достаточно ли я намучился, чтобы мне заплатили 100 рублей? А если я вообще не мучился, за что мне заплатят эти 100 рублей? А достаточно ли я хорош для них? И нужно снова напомнить себе, что покупатель оценивает пользу, которую он получает, а не степень мучения создателя, на нее ему наплевать.

Вторая сложность обычно возникает в незнании цен на рынке, платежеспособности аудитории и т. д. Для устранения этой сложности нужно просто изучить эти области по пунктам и все. Вернувшись к вопросу объективной оценки картины художника, надо заметить, что будет учитываться и личный бренд создателя. Насколько он популярен, какие ассоциации несет. Конечно, всегда можно сказать: «Моя картина стоит пятьсот тысяч долларов». И возможно, если бы ты сказал: «Она стоит 50 рублей», ее бы никто не купил. А после такого объявления все начнут искать, что же там стоит пятьсот тысяч долларов. И что самое интересное: найдут, если правильно предложить. Так тоже бывает, но все же чтобы нарушать правила, их сначала нужно знать.

Самый классный пример в истории - маринист Иван Константинович Айвазовский. Вот уж кто не мучился сомнениями в своем творчестве, а старательно изучал рынок. И создавал проекты под запросы покупателей. Так кроме больших и дорогих живописных работ у него была целая серия небольших карточек, сделанных по быстрой и простой технологии. А их покупку мог себе позволить каждый мещанин. И заметьте доступное искусство он придумал куда раньше Энди Уорхола.

В общем, если совсем утрировать – это как в магазине. Вы называете цену и вещь либо покупают, либо нет. Но и тут есть свои нюансы.

Допустим, вы назначили цену, а за нее не покупают. Почему?

- Возможно, люди не оценивают картину из нашего примера на эту сумму.
- А возможно, они признают ее ценность, но не готовы или не могут столько заплатить. Тут уже начинается разговор о платежеспособности вашей аудитории.
- И самый последний вариант: вы не доносите то, что вы на самом деле предлагаете, до тех, кому это надо. И это уже вопрос продвижения.

Маркетинг и искусство.

Художница Мария Даниловская честно рассказывает, что когда начала изучать маркетинг для художников и вопрос продвижения своих картин самостоятельно, то встретила много негатива от окружения. По мнению художников, если картины стоящие, то покупатели сами их оценят и купят. И еще много рассуждений на тему «искусство не продается».

 

 

Но Мария резонно рассудила, что если покупатели не узнают о ее существовании как художника, то вряд ли увидят ее работы, и уж тем более вряд ли смогут их оценить. Поэтому она решила развиваться в этом направлении, но неожиданно для себя узнала, что в России нет специалистов по маркетингу в этой области. И чтобы изучить правила игры на художественном рынке была вынуждена пройти зарубежный курс удаленно. А теперь начинает понемногу применять эти навыки.

Коуч Ольга Райнхолдт, работающая с творческими людьми, уверена, что также важно с самого начала определить, что для творца является паровозом.

 

 

Если двигатель творчества – общение с людьми, то общайся – это твой основной фокус. А все остальное подтянется. Ведь вдохновение таким людям дает именно общение, да и для его поддержания они создают свои работы. Если паровоз в том, чтобы выражать себя через слова и книги, то весь фокус внимания нужно направить туда. Не надо думать о том, достаточно ты ценный или нет. Люди либо начнут покупать эти книги, либо не начнут. И если продаж не будет, то стоит переключить внимание на то, что ты еще можешь написать и как ты это можешь написать, чтобы людям захотелось это покупать. Потому что в этом твой личный двигатель, не надо себя мучить бесконечным посещением мероприятий и попытками стать блогером ради увеличения внимания к творчеству.

Частая ошибка творцов в том, что им кажется, что книга сама по себе напишется. Написать книгу, снять кино, создать что-то – это энергозатратный процесс. Заставить себя вести себя так, как тебе не органично и выпячивать себя в социальных сетях – это тоже энергозатратный процесс. И извините, но надо признать: мы можем вложиться только в какой-то один энергозатратный процесс. И если будучи интровертом, кто-то тратит силы на то, чтобы всем показать, какой он крутой в инстаграме, у него вряд ли останется энергия, чтобы написать книгу. Даже если у этого человека есть талант и способности.

 


Автор: Анна Лобанова