Обнаженная женская натура уже на протяжении многих столетий является постоянным источником вдохновения для художников и скульпторов. С изобретением фотоаппарата их ряды пополнили художники-фотографы, которые сказали свое слово в этом направлении искусства. Один из них – современный фотограф Георгий Майер, в творчестве которого бережное отношение к классике жанра сочетается с индивидуальным и оригинальным видением художника XXI века.
Неповторимая манера автора заключается в магической игре света и тени на точеных фигурах моделей, которые то просто стоят перед объективом, то приковывают взгляд причудливыми позами. Работы Георгия получили высокую оценку на проекте Тhe Best of Russia, на котором он стал одним из победителей.
Корреспондент Artifex Анастасия Теплицкая получила возможность побеседовать с Георгием Майером о его работе и творческих планах.
Artifex: Насколько я знаю, участвовать в московских выставках вы стали недавно. Какие эмоции у вас возникли перед первой встречей со столичной аудиторией?
Выставляться в новом городе — это всегда волнительно, а что касается столицы — то это еще и престижно.
Artifex: Если я не ошибаюсь, то вы выставляли свои работы и в других городах?
Я бы не сказал, что занимаюсь активной выставочной деятельностью. Организация выставки требует много сил и серьезного финансирования. А количество зрителей экспозиции зависит от статуса галереи, рекламы, статуса самого автора, и в любом случае оно будет намного меньше, чем в Интернете. Но, с другой стороны, у этого формата есть много плюсов. Выставка похожа на фотокнигу, это совершенно особенная история, которую рассказывает автор. В этом случае у него есть возможность выбрать формат, качество, способ нанесения фотографий, оформление выставки, звуковое сопровождение и самое главное — определить последовательность работ в экспозиции. Все это имеет большое значение, т.к. помогает автору передать свои эмоции, свой замысел зрителю. Я сам стараюсь по возможности посещать подобные мероприятия, и, конечно, с большой ответственностью отношусь к организации собственных экспозиций.
Artifex: Почему для участия в выставке The best of Russia вы выбрали именно «Следуй за белым кроликом»?
На самом деле, я, как и многие другие авторы, выбрал пять фотографий из своего портфолио. По условию конкурса, в нем могли участвовать работы, созданные в последний год. Выбранные мной снимки наиболее полно отражают тот стиль, в котором я работаю на данный момент. Мне приятно, что жюри выбрало сразу два портрета для итоговой выставки.
Artifex: Расскажите о своей самой первой выставке.
Моя первая персональная выставка прошла в Берлине. Ее организовало одно из ведущих агентств по продаже фотографий через Интернет, сейчас оно принадлежат компании Adobe. Немцы порадовали своей педантичностью. Все было продумано детально: от оформления фасадной части выставочного зала, до дизайна пригласительных билетов и флаеров. После Германии мои работы в составе других выставок побывали в Нью-Йорке, Лондоне, Маршано, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Уфе, Челябинске и во многих других городах. Но самая ответственная выставка — это домашняя, в городе Нижний Тагил, где я родился и продолжаю работать. Это город больших художников и настоящих мастеров своего дела, и, пожалуй, именно здесь самая требовательная публика.
Artifex: Ведущая тема вашего творчества — женская красота, которая находит совершенно неожиданные воплощения в ваших работах. Как рождаются идеи для тех или иных сюжетов?
Мне самому мои идеи не кажутся оригинальными или неожиданными. Я уже много лет изучаю работы классиков и творчество современных фотографов, у меня есть любимые направления и технические приемы. Все мои фотографии — это отображения созданных воображением образов, а они, в свою очередь, являются синтезом всего, что я видел в изобразительном искусстве и моего собственного понимания красоты.
Artifex: Какие темы вам еще интересны?
У меня нет ограничений в направлениях творчества. В поездках я пейзажист, в студии — модный или гламурный фотограф. Если тема меня волнует, то могу заняться социальными проектами. Например, я снимал служащих МВД и их детей, казаков, священников, творческих детей Абхазии. Естественно, что для разных целей существуют свои подходы к съемкам. Единственное, что объединяет мои кадры — это люди. Даже если я снимаю пейзажи, ищу в видоискателе фигурку человека. Но, возможно, это изменится и в будущем мне станет интересен натюрморт или съемки ночного неба, посмотрим.
Artifex: Многие ваши снимки построены на игре света и тени. Что самое сложное в работе этим приемом?
В самом начале увлечения фотографией я познакомился с творчеством выдающегося мастера света и тени Франтишеком Дртиколом. Его стиль переняли такие не менее гениальные фотографы, как Хорст П. Хорст, Роберт Мэпплторп и многие другие. Но Дртикол как никто другой заслуживает названия фотохудожника, «укротителя» света. Любовно обрисованные светом фигуры натурщиков на его фотографиях напоминают античную скульптуру, а эксперименты с геометрией теней делают эти снимки актуальными по сей день. Современное фотооборудование позволяет продолжать работу в этом направлении, и каждый автор может по-своему интерпретировать светотеневую игру. Так, глубокая тень в работах может нести большую смысловую нагрузку. Поглощая практически всю поверхность изображения, она становится покровом для тайны, а редкие проблески света дают шанс на ее разгадку.
Artifex: Некоторая «холеность» ваших работ наталкивает на мысли о перфекционизме. Он действительно вам свойственен?
Вы угадали. Более того, если вы посмотрите зарисовки, которые я делаю, готовясь к съемкам, то поймете, что они мало отличаются от итоговых фотографий. Я практически не оставляю места для импровизации. Возможно, это неправильно, потому что я не позволяю реальности быть соавтором. Я полностью контролирую процесс и заранее знаю, каким должен быть результат. Моделям в этом случае остается мало места для самовыражения. Но это мой подход к фотографии, основное действие происходит у меня в голове. А если говорить про стиль, то в нем сказывается моя любовь к минимализму, которая проявилась еще в бытность работы дизайнером интерьеров. Для того чтобы пространство наполнилось смыслом, совсем не обязательно наполнять его вещами.
Artifex: Снимая обнаженную натуру, важно понимать разницу между пошлостью и эротикой. Где эта граница проходит для вас?
Понятие пошлость относится не только к обнаженной натуре. Пошлым может быть что угодно, даже крупный план портрета или натюрморт. Но если ты понимаешь эту грань, то и проблем с обнаженной натурой не возникнет.
Artifex: Если сравнивать ваши нынешние и более ранние работы, то можно заметить определенные изменения, «становление» стиля. Но интересен Ваш собственный взгляд на это. Можете ли вы сказать, что сегодня тот или иной сюжет сняли бы иначе?
Если у меня возникает такая мысль, то я беру и снимаю. Я критически смотрю и на свои ранние, и на недавние работы. И это нормально, ведь такой взгляд помогает двигаться вперед.
Artifex: Скажите, отбросив гордость, существует ли в фотографии нечто такое, что вам хотелось бы освоить, но пока еще не по силам?
В этом контексте слово гордость звучит отрицательно, мне больше по душе слово «амбиции». Гордость предполагает восхваление прошлых заслуг, что не полезно, тогда как амбиции помогают в реализации следующих проектов. Мои амбиции дают мне надежду, что мои работы будут меняться, а география выставок - расширяться.
Artifex: В каком направлении в дальнейшем будет развиваться ваше творчество?
У меня много планов и идей. Возможно, большинство из них уже завтра покажутся мне неактуальными и сменятся другими. При всем уважении к фотографам-ремесленникам, мне бы хотелось развиваться, изучать новые технологии, пробовать себя в новых жанрах. Надеюсь, так оно и будет.
Artifex: Я в этом уверена. Благодарим вас за уделенное время и желаем всяческих успехов.