Фотографии Даниила Коржонова вполне могли бы стать иллюстрациями к волшебным сказкам о дальних странствиях. Удивительная магия света, поражающая воображение цветовая гамма и непревзойденная красота пейзажей пленяют взгляд.
Осенняя Патагония или весенняя Тоскана, утро в Гренландии или ночь на солончаке в Боливии, холодные ледники Исландии или полыхающее северное сияние в Норвегии… Каждый снимок — момент откровения природы, прекрасной в своей неприступности.
Сложно поверить, но все это талантливый фотограф действительно наблюдает во время своих путешествий по миру. Даниил проводит в разъездах практически весь год. Часто — с группами фотографов, для которых он организовывает интересные маршруты в самые разные уголки мира, мастер-классы, а после – совместные обсуждения отснятого материала. Его собственные работы регулярно становятся победителями множества конкурсов, а в проекте The Best of Russia фотографии Даниила были отмечены уже четвертый год подряд.
Корреспондент Artifex Анастасия Теплицкая побеседовала с Даниилом Коржоновым о его ярком творчестве и удивительных путешествиях.
Artifex: В прошлом году работа «Белое безмолвие» принесла вам победу в проекте The Best of Russia. Расскажите, пожалуйста, как создавался этот снимок.
Это был один из самых трудных дней нашей экспедиции на плато Маньпупунер и перевал Дятлова. Поднимаясь на него, мы проходили мимо вершины Отортэн. В тот день нас настигла снежная буря, было жутко холодно (до – 30 С). Я делал снимок, не глядя в видоискатель камеры, почти наугад. Открыть глаза было невозможно, а маску сразу же залепляло снегом, пролетающим между гигантскими камнями с огромной скоростью. Тогда я попросил своего друга Макса войти в снежный тоннель, иначе масштаб было не передать.
Artifex: Я знаю, что вы регулярно устраиваете фотопутешествия. Расскажите, пожалуйста, о процессе поиска новых мест для съемок.
Я так же, как и все, смотрю фотографии, фильмы о природе, читаю журналы и интересуюсь тем, где бывают мои друзья и знакомые фотографы. Многие из них вдохновляют меня на поездки, привозя интересные истории и фотографии. Мне чаще интересны морские и горные пейзажи. Те, что позволяют раствориться в дикой природе.
Artifex: А какой была ваша самая первая фотоэкспедиция?
Ещё в институте мы очень много ходили в горы: Алтай, Кавказ, Кольский полуостров. Это и были первые маленькие фотоэкспедиции. Каждую поездку можно назвать небольшой жизнью с удивительными людьми, которые становятся тебе семьей, с пережитыми приключениями и теплыми воспоминаниями. И неважно, насколько было холодно в самой поездке.
Artifex: Какое место произвело на вас наиболее сильное впечатление?
Каждое место хранит в себе свой дух. Оно меняет тебя и дополняет. Это как кусочки паззла, из которых складываются твои воспоминания и понимание мира. Я не делю Землю на части и не путешествую только по России. Наша планета огромна и прекрасна, а человек пришёл на Землю, чтобы открывать ее и заботиться о ней, а не разрушать или делать деньги ради денег. Есть такие места, где чувствуешь себя в гармонии с природой. Для меня это — Байкал, Камчатка, Лофотенские острова, Гренландия, Патагония.
Artifex: Наверняка съемки на открытом воздухе таят в себе определенные сложности…
Сложностей и трудностей невероятно много. Это природа, а она может быть очень суровой - от штормов на море до снежных бурь и холодов. Мы всегда готовимся к худшим условиям и с уважением относимся к природе.
Artifex: А какой была ваша самая запоминающаяся съемка?
Самые свежие воспоминания сейчас — со съемок в Патагонии и Боливии. Мы фотографировали звезды на затопленном солончаке Уюни — это самый крупный солончак в мире. Обычно его затапливает в январе-феврале, а мы попали туда в мае и думали, что воды уже не увидим. Но однажды ночью нам все же удалось найти затопленный участок, и мы поехали туда снимать. Это был настоящий сюрреализм: ты стоишь на воде, а она дает идеальное отражение. Ощущение, что ты в космосе: горизонта не видно, вокруг абсолютная темнота, а вокруг — над головой, под ногами, по сторонам — звезды. Космос! Правда, соль с водой весьма опасна: в ночи найти путь очень трудно. Мы чуть было не застряли.
Ещё одна запоминающаяся съемка была на водопаде в Патагонии, когда на его вершине мы увидели пуму. Мы просто опешили. И вместо того, чтобы начать снимать уникальные кадры, просто наблюдали за этим чудом широко открытыми глазами.
Artifex: Кажется, надо быть невероятно удачливым, чтобы постоянно ловить такие прекрасные состояния природы и невероятные краски. Но, вероятно, дело тут вовсе не в удаче?
Здесь дело в правильном выборе мест и в нужном времени. В первую очередь важно тщательное планирование всех поездок. Я путешествую примерно триста дней в году. Это постоянные поиски и походы, ведь фотографа кормят ноги. Каждый удачный кадр - это огромный труд, а не случайность.
Artifex: Ваши фотографии достаточно «мягкие», как будто даже несколько «припудренные», отчего и без того красивый кадр становится сказочным. Как вы достигаете такого эффекта?
Обработкой. Она весьма важна в наше время. Я начинал снимать на плёнку, потому что люблю старые фильмы и картины. Что-то от этих предпочтений хочется привнести и в собственное творчество.
Artifex: Насколько сильно отличаются оригиналы снимков от тех, что оказываются в итоге на страницах социальных сетей и на сайте?
Это не имеет значения, ведь в первую очередь важны ощущения, которыми ты хочешь поделиться. Если слишком сильно отрывать ощущения от реальности, то не получится привести зрителя внутрь фотографии. Поэтому фотограф всегда балансирует на грани своих переживаний и реальности.
Artifex: В ваших фотографиях красота возведена в превосходную степень, но я знаю, что есть противники такого подхода. Говорят, что так от изначального кадра остается очень мало настоящего…
Есть люди, которые снимают войны, боль и катастрофы. Искусство совсем необязательно должно быть красивым и давать только положительные эмоции. Оно всегда субъективно. Но я стремлюсь в первую очередь передать свои переживания действительности зрителю, а не показать документальный кадр, лишенный части моего видения мира.
Artifex: Для вас фотография — это страсть или заработок?
В первую очередь — это моя жизнь, моя страсть. Были трудные времена, когда денег едва хватало на жизнь, но даже тогда я не рассматривал фотографию как работу или заработок. Сейчас туры, лицензии на фотографии и принты позволяют жить и путешествовать. Но все это из-за желания сделать фотографию частью моей жизни, а не заработать на ней.
Artifex: Что для вас самое ценное в фотографии?
Люди. Это хобби удивительным образом знакомит меня с потрясающими людьми. Каким-то образом все, кто любят природную фотографию и путешествия, оказываются невероятно светлыми и открытыми миру.
Artifex: Благодарю за интересную беседу.