Когда я впервые увидела работы Олега Оприско, от эмоций у меня перехватило дыхание. Я смотрела снимок за снимком, не веря, что всё это воплощение красоты создал человек. Тёплые квадратные фотографии рассказывали свои истории и надолго оседали в голове. Каждый из снимков был настолько атмосферным, что внутрь него хотелось войти.
Когда визуальная эйфория немного отступила, я стала обращать внимание на декорации, реквизит, наряды. Телефонные будки на самом краю обрыва, огромные спичечные коробки в поле, стопки книг и десятки бабочек – все эти элементы вызывали удивление и восхищение. Первой мыслью было: «Наверное, он рисует всё это в фоторедакторе». Но, присмотревшись ещё лучше, я осознала: всё было настоящим.
Пообщавшись с фотографом, я поняла: работы этого автора получаются настолько удивительными, потому что Олег Оприско сам очень открытый и жизнерадостный человек.
Artifex: Олег, добрый вечер! Давайте начнём немного издалека, с ваших первых творческих шагов. Я знаю, что вы работали оператором фотостудии. Есть ли какая-то фотография, которую вы запомнили из тысяч других, и которая оказала на вас влияние?
Человек, который работает оператором фотостудии, в день просматривает порядка 10− 15 тысяч фотографий, среди них множество свадеб, семейных торжеств и других необычных событий. Чувствуешь себя, будто смотришь какое-то реалити-шоу. :)
Эта работа помогла мне понять, как люди воспринимают цвет. Я стал замечать, что клиентам нравятся более тёплые снимки. Это знание я до сих пор использую в своём творчестве.
Artifex: Чем вам интересны жанровые портреты? Почему вы развиваетесь именно в этом направлении?
В начале пути я попробовал несколько разных направлений, которые мне были интересны, и почувствовал, в каком из них я наиболее силён. Самая большая проблема начинающих фотографов заключается в том, что чаще всего они не понимают, чем именно хотят заниматься, какие фотографии хотят создавать. Я считаю, что важно очертить для себя первые 10 ступенек пути и идти по ним к своей цели.
Artifex: А вы можете вспомнить день, когда вы поняли, что хотите делать именно такие фотографии?
Первый раз я попробовал снимать на плёночную камеру около пяти лет назад. На моём сайте до сих пор есть те снимки, один из них – «Девушка в метро». В то время был очень популярен качественный фоторесурс, где были собраны работы сильных авторов. Я очень хорошо помню вечер, когда выставил туда свою фотографию. На следующий день я проснулся в 10 утра и увидел, что в ICQ (тогда это была главная программа для общения) меня добавили 150 человек! Я был в таком шоке! Тем утром в моей голове и загорелась лампочка: это та область, в которой мне стоит развиваться.
Artifex: А раньше вам не приходила в голову такая мысль?
Дело в том, что все окружающие, в том числе и маститые фотографы, говорили мне: «Это бессмысленная затея! Ты занимаешься ерундой!». Тогда ещё не было такого количества мастеров, которые снимают на средний формат и делают квадратные кадры. Тем не менее, именно в тот день я бросил всё и стал снимать только на плёнку.
Artifex: А почему именно на плёнку? Я читала, что для вас важно ограниченное количество кадров, дело только в этом?
Ответственный подход и очень серьёзное планирование особенно важны для меня. Раньше плёнка стоила 10 долларов за ролик, сейчас – ещё больше. Это дорогая игрушка, которую на мастер-классах я не советую ученикам. Но в ней есть особое волшебство. Оно заключается в магии процесса: фотограф тщательно продумывает каждый кадр, движение, взгляд. Когда съёмка проходит на «цифре», у мастера в голове есть мысль: «Я лучше сделаю больше кадров, тогда точно что-то получится». Это неправильно.
Ещё есть интересный момент в плане цветовой гаммы: мои снимки узнаваемы за счёт тонировки, которая возможна только при использовании плёнки.
Artifex: Вы сказали, что нужно тщательно планировать съёмку. А можете описать алгоритм подготовки фото: от идеи до финальной обработки?
Идеи всегда записываются в тетрадку, коллекционируются. Когда я чувствую, что могу сделать что-то так, как запланировал, подходит следующая стадия подготовки: поиск нужного типажа. В каждом большом городе России и Украины у меня есть большая база людей, которые готовы поучаствовать в съёмке. Затем я подбираю одежду, совершенствую её, а потом делаю реквизит и ищу нужную локацию.
Съёмка проходит в условиях, когда каждый участник процесса понимает, какой результат мы получим в итоге. Я снимаю очень быстро. Всё занимает не более часа. Идеально, когда модель просто занимает своё место, и съёмка заканчивается.
Иногда всё доходит до абсурда: я могу потратить несколько дней на то, чтобы добиться определённого эффекта, который очень легко создаётся в фоторедакторе. Но я получаю от этого процесса колоссальное удовольствие.
Artifex: Где вы берёте весь этот сложный реквизит: огромные спичечные коробки, телефонные будки и другое?
Всё делаю самостоятельно. Это очень просто, главное − поставить задачу. В строительных магазинах полно материалов, из которых можно сделать всё что угодно.
Artifex: Вы действительно делаете всё это сам???
Ну, приходится, да. :) На самом деле, здесь нет никакого подвига. Это обычный процесс. Какие-то съёмки даются сложнее, какие-то проще. Ещё я самостоятельно создаю одежду. Если раньше я использовал готовую, то сейчас мне интересно покупать ткань и драпировать ей моделей, при помощи швеи создавать какой-то наряд. Мне нравится, когда получается стопроцентный хендмейд.
Также для меня важно, чтобы никакие детали не отвлекали от концепции снимка. Идеально, когда зритель посмотрит на фото и через час не вспомнит, какая там была одежда, причёска или локация. Зато он очень выразительно будет помнить, какая мощная была идея! Для меня это самое главное, я постоянно стремлюсь к такому эффекту. Все внешние детали, начиная от реквизита, заканчивая макияжем – вспомогательные элементы, которые должны создавать атмосферу присутствия. Если же зритель видит только гениальную работу визажиста, я не совсем понимаю, что там делал фотограф. Этот снимок мог сделать сам визажист, стилист или декоратор.
Artifex: Идеальная фотография для вас – это, в первую очередь, атмосферная фотография?
От идеального фото остаётся осадок, как после просмотра фильма или прочтения книги. Я не могу сказать, что достиг такого эффекта, но я стремлюсь к нему. Я хочу, чтобы мои кадры вызывали у людей именно это чувство. Чтобы они увидели всю историю, отталкиваясь от своего личного опыта. Чтобы прочувствовали картинку по-своему. Очень здорово, когда человек получает такой удар по голове. Информацию, которая остаётся не на 10 секунд, а надолго.
Artifex: Реквизит для какой из фотографий было сложнее всего создать?
За последние полгода сложнее всего было сделать фотографию с горящим зонтиком, я снимал этот кадр около пяти раз. К несчастью, потом я встречал в интернете подобные работы горе-фотографов. Они не заморачиваются: ставят модель, дают ей в руки зонтик, опрыскивают его смесью для розжига, поджигают и начинают снимать. На модель начинает капать лава из синтетики, от этого остаются шрамы, которые невозможно потом вывести…
Artifex: В одном из интервью вы сказали, что основа ваших фото – это сцены из жизни. Расскажите о какой-нибудь интересной ситуации, которую вы использовали для работы.
У меня есть кадр, где девушка держит шар с горящими свечами. Сам снимок технически очень сложный, но в плане концепции прост. Я подсмотрел её, когда приезжал к родителям во Львов. Это католический город, во время каждого праздника около соборов сидят бабушки, которые продают различные церковные принадлежности. Одна из бабушек решила схитрить: она взяла советский стеклянный новогодний шар и поставила туда свечку. Это смотрелось очень забавно. Я запомнил эту идею.
Когда человек находится в поиске вдохновения, крайне важно, чтобы он просто открыл глаза и посмотрел по сторонам. Вокруг автора находятся нереальной красоты места и ситуации, но он опускает веки вниз, смотрит в телефон и не замечает ничего из происходящего. Это очень грустно. Мне нравится режим игры. Я советую его своим ученикам.
Artifex: Что это за игра?
Можно идти по улице, смотреть на то, что вас окружает, и придумывать определённые сюжеты. Это очень легко делать, особенно в общественном транспорте. Можно просто смотреть на человека напротив и придумывать, как он живёт, чем увлекается, как бы его лучше сфотографировать или нарисовать. Мне кажется, если реально погрузить свой мозг в решение этой задачи, вопрос вдохновения отпадёт сам по себе.
Вокруг нас происходят нереально красивые вещи: падают листья, и под ними гуляют бабушка с дедушкой, мальчик дарит девочке первые подснежники и так далее. Отталкиваясь от любого предмета, можно развивать сюжет бесконечно. Я считаю, когда мы вдохновляемся тем, что происходит вокруг, получается исключительно наш продукт. Всё, что мы узнали, изучили, проходит через «блендер» нашего мозга и выливается в некую концепцию.
Artifex: Олег, спасибо огромное за такой интересный совет. Я думаю, он пригодится многим творческим людям. Я хочу поблагодарить вас за увлекательный разговор и пожелать вам творческих успехов!