Мы долго не могли встретиться с этим человеком для интервью. Однако долгое ожидание оправдало себя, потому что беседа произвела на меня огромное впечатление. Александр Сае́т (ALEXANDER SAET) очень простой в общении, веселый и творческий человек, который всегда готов открывать для себя что-то новое.

Может ли спорт помочь творческому человеку? Что делать, если находишься в творческом кризисе? Как вовремя заметить и развить в ребенке творческий потенциал?

 

Об этом и о многом другом Александр рассказал специально для творческого альманаха Artifex.

 
Artifex: Давай начнем наше интервью с того, как появился твой псевдоним и что он обозначает?

Если в слове East (Восток) поменять буквы местами, получится мой псевдоним - Сае́т, я просто с Дальнего Востока. Переехал в Москву с родителями в 2000 году. Я начал свой творческий путь с граффити и искал себе никнейм. Сначала они были какими-то непонятными, сейчас я не вспомню, потому что это было очень давно. Потом стал искать удобное для себя сочетание букв по звучанию и написанию и очень удачно совпало - Seat и East.

Artifex: Почему ты стал заниматься творчеством? Ты ходил на какие-нибудь курсы, в художественную школу, или это порыв души?

Я ходил, но не так уж долго. Год занимался с художником перед тем, как пойти в университет. Когда в граффити пришел какой-то уровень, захотелось бо́льшего понимание формы, ближнего плана, света, цвета и так далее, мне это как-то помогло. А так, мой дядя очень круто рисовал портреты, например, музыкантов из The Beatles и Led Zeppelin. Родители часто оставляли меня с ним потому что ездили куда-то отдыхать, уходили на работу, а мы с ним сидели и рисовали. Меня это впечатляло, было шоком, что человек может такое сделать. С тех пор, сколько себя помню, в детском саду, в школе я постоянно рисовал.

Уже в сознательном возрасте я начал анализировать и понял, что на ребенка до пяти лет можно повлиять или впечатлить спортом, искусством, зародив в нем эту жилку. Видимо, у меня это произошло.

Когда у меня появятся свои дети, я буду стараться развивать их разносторонне, чтобы они в итоге смогли найти себя. Потому что, когда человек занимается своим делом, он по-настоящему счастлив.

Artifex: В каком направлении ты работаешь?

Я делаю дизайн, иллюстрации, логотипы, граффити-оформление или просто рисую. Сейчас у меня новая болезнь – скульптура. Просто Photoshop и Illustrator мне немного поднадоели, и я начал работать и изучать ZBrush – это программа 3D-скульптинга. Кстати, сейчас делаю один проект и надеюсь, что скоро выложу. Это маски. Сначала будет одна маска, такое сочетание японского льва-тигра с маской самурая. Будет интересно.

Artifex: Сколько уходит времени, например, на создание монограммы?

Первое - смотря для кого. То есть, если проект или человек интересен, тебя может увлечь творческий процесс. И второе – это мое настроение (смеется). Это два фактора, которые на меня влияют. Обычно я делаю несколько набросков в разных вариациях, формах. Потом мы смотрим, что ближе человеку, и я ему объясняю, почему лучше сделать так, а не иначе. Вот так происходит процесс работы.

 

 

Artifex: Самое лучше время для создания работ это день или ночь?

(отвечает не задумываясь) Ночь. Я, кстати, статью по этому поводу прочитал. У нас есть такая штука, как шишковидная железа, которая с часу ночи до пяти утра вырабатывает гормон, отвечающий за творческую деятельность.

И ещё, мне кажется, что ночью работать спокойнее. Все спят, идет поток, и ты не отвлекаешься на какие-то мелочи, ничего не бегает, не мельтешит. Не отвлекаешься на звонки телефона, орущих кошек и детей. Просто спокойнее.

Artifex: Вопрос из той же серии: работать лучше под музыку или в тишине?

По-разному. Я, бывает очень устаю от музыки и сижу, работаю в тишине. Обычно я предпочитаю хип-хоп музыку, но в последнее время она немного поднадоела, и я ставлю себе классические композиции. Недавно добавил себе в плейлист нового композитора - его зовут Люк Ховард.

Artifex: Что тебя мотивирует в творчестве?

Я просто люблю этим заниматься и по-настоящему живу в тот момент, когда работаю. Это как творческий поток. Деньги? В какой-то степени - да, если это заказ. Но самое главное - это процесс, потому что художник работает в пространстве, которое потом додумывает.

Artifex: Я изучила твою группу ВКонтакте, и у меня появился вопрос. Над чем тебе нравится работать больше: над шрифтами, полноценными полотнами или скульптурой?

Когда художник долго работает, у него начинает вырабатываться собственный стиль, штрих или подчерк. У меня так было с граффити, и я просто замкнулся, начал понимать, что сам построил себе «клетку». Поэтому начал искать новые направления: классический стиль монограмм, шрифты, скульптура. Просто есть возможность не устать от чего-то одного и развивать себя многогранно.

 

Но из последнего – это скульптура, это нечто новое. Но всё приходит с опытом, и мне нравится быть «учеником». Я считаю, что учеба – это важное свойство человека, потому что если он не учится, он не развивается. Однако многие художники боятся идти в новую сферу, где они становятся никем, учеником, и это бьет по их эго.

Artifex: Если у нас речь пошла про обучение, то хочу задать такой вопрос. Важно ли знать правила академического рисунка для создания работ?

Я не могу сказать, что это сверхнеобходимо, но это важно знать. Теорию света, человеческое строение, например, — это основа и база знаний. Могу сказать о себе: мне это было нужно, и я не обладаю идеальными знаниями академического рисунка. Я их использую для создания своих работ, хоть и не учился на художника.

Artifex: А на кого ты учился?

Я учился в Московском Гуманитарном Университете на факультете PR-рекламы, но не закончил. Ушел, потому что нужно было работать и зарабатывать деньги на жизнь. И не хотел на самом деле связывать свою жизнь с этим направлением.

Artifex: Во время нашей беседы очень много раз прозвучало слово «граффити», и ты начинал с этого направления. Как ты относишься к мнению со стороны?

Если это адекватная критика, то нормально. А если это какая-нибудь бабулька с улицы, которая кричит: «Проститутки», то никак. Я воспринимаю критику, но только если она поступает от человека, который со мной на уровне или немного выше, тогда я с удовольствием его выслушаю.



Artifex: Ты искал свободную площадку для граффити или это были чьи-то заказы?

И так, и так. В начале на свои деньги покупал краску, подрабатывал, раздавая всякие листовки. Помню, как продал собственный велосипед и купил кучу краски. Потом появились заказы, например, разрисовать какие-то заборы, гаражи. Уровень рос, заказов появлялось еще больше.

Artifex: Что для тебя творчество?

Творчество… Это возможность проявить себя, выразить в какой-то форме существования. Например, если я не порисую дня два-три, мне не очень хорошо. Если бы я сейчас не занимался творчеством, то я был бы в спорте. Я до второго курса профессионально занимался волейболом, и у меня было сопротивление: спортсмен, у которого режим, и он может собраться, и творческий разгильдяй, который любит рисовать граффити. И благодаря этим антагонизмам я стал тем, кто я сейчас. Спорт помог, потому что я могу собраться в любой момент, сказать «надо», сесть и сделать.

 

 

Artifex: Как ты относишься к Бэнкси?

Хорошо. Это культурный феномен, человек, который делает свое дело и достиг успеха. У него крутые работы, они продуманы, концептуальны, на это интересно смотреть, и в этом есть правда. Смотришь на его произведения и видишь, что он не врёт.

Был еще такой человек – Паша 183. Мы с ним были раньше лично знакомы и периодически встречались, красили вместе стены. Он на меня в каком-то смысле повлиял. С ним было интересно общаться и следить за процессом создания его работ. Я смотрел на него и думал: «Вот это реально художник». Его техника не была сложной, и он вообще использовал только два цвета: белый и черный, и ещё добавлял какой-нибудь для контраста. О нем стоило сказать, потому это человек, который силен в творческом плане во всех смыслах. Его называют русским Бэнкси, но я бы назвал Бэнкси – английским Пашей (смеется).

Artifex: Последний вопрос нашего интервью. Представь, что встретил себя через десять лет. Где и при каких условиях это произошло бы?

На Марсе, оформляющим новый аэропорт (смеется). Шучу. Сложно предположить. Где-нибудь там, где мне будет хорошо, я буду счастлив, здоров и богат и, конечно же, заниматься любимым делом.

Artifex: Спасибо тебе за интервью!