Режь и протыкай. В Мультимедиа Арт Музее открылась первая в Москве ретроспектива Лучо Фонтана. Художника, который первый начал резать и протыкать свои картины. Вредительство? Гоголевщина? Теперь имя Фонтана уверенно прорезано в мировой истории искусства.

 

 

Мультимедиа Арт Музей впервые в Москве представляет ретроспективную выставку звезды итальянского и мирового современного искусства Лучо Фонтана, созданную в сотрудничестве с Фондом Лучо Фонтана.

 

 

Экспозиция, включающая более 60 работ художника из Фонда Лучо Фонтана, итальянских музеев и частных коллекций, дает возможность проследить эволюцию творчества художника от фигуративных работ к абстракциям, разрушающим традиционное представление о картине.

 

 
Лучо Фонтана.
Пространственная концепция. Маленький театр.
1965.
Холст, водоэмульсионная краска, лакированное дерево.
Национальная галерея современного искусства, Рим
Предоставлено Национальной галереей современного искусства, Рим. С разрешения Министерства культурного наследия и культурной деятельности
©Fondazione Lucio Fontana, by SIAE 2019

Трудно представить другого современного художника, вокруг имени и работ которого было столько споров и противоречий. Подобный жест, как разрез или протыкание, сложно принять за созидание. Фирменные дыры (buchi) на работах Лучо Фонтана были для художника выходом в новое, бесконечное измерение. Свет, обнаруженный за пределами сакрального для мира искусства пространства холста, оказался выходом в космос.

И здесь идеи Фонтана о том, что искусство может предвосхищать научные открытия так же, как научно-технический прогресс не может не влиять на художественное творчество, артикулированные в подписанных им манифестах, проявляют свою провидческую силу. Первый космический спутник будет запущен СССР в 1957 году – через десять лет после «космических прорывов» Лучо Фонтана. За освоением космоса художник будет следить внимательно и страстно.

Одну из представленных на выставке в МАММ работ «Пространственная концепция. Ожидание» (Concetto spaziale, Attesa, 1965 год) он подписал: «Мягкая / посадка / русских на Луне… / Космическая эра».

В 1958 году Лучо Фонтана начнет свой самый известный цикл «Разрезы» (Tagli), над которым будет работать до конца своей жизни. В этом цикле в картинах, объединенных названием «Пространственная концепция. Ожидания» (Concetto spaziale. Attese), появятся легендарные разрезы (tagli), которые станут кульминацией его духовных поисков и пластической презентацией его веры в бесконечность. Картина окончательно перестает быть пространством отражения материального мира, превращаясь в форму репрезентации концептуальных идей.

 

 
Лучо Фонтана
Распятие.
1948
Терракота, цветная глазурь.
Собрание Карстена Греве, Санкт-Мориц
©Fondazione Lucio Fontana, by SIAE 2019

Фонтана воспринимал живописное пространство как поле для эксперимента, но преодоление объективных ограничений материи было не разрушением, а созидательным действием, стремительным и точно просчитанным. Четкость, с которой выполняется надрез, открывает для художника пространство по ту сторону физической границы и позволяет осуществить прорыв из двухмерного полотна в трехмерность.

«„Дыры“, самые первые „Дыры“, не были задуманы как уничтожение живописи, они указывали на измерение, лежащее за пределами картины, предоставляя свободу увидеть искусство в любых формах, в любом материале», — объяснял позже сам Фонтана. Его наиболее известная серия «Пространственные концепции» (Сoncetti spaziali) объединяет циклы произведений, имеющих разную пластическую драматургию. В преодолении традиционных художественных форматов проявляется неугасимая творческая энергия, благодаря которой возникают разнообразные живописные и скульптурные циклы, в том числе — «Натура» (Nature). При всей несхожести форм и техник, каждая работа наделена глубоким философским смыслом.

 

 
Лучо Фонтана
Распятие.
1955–1957
Керамика, цветная глазурь.
Собрание Карстена Греве, Санкт-Мориц
©Fondazione Lucio Fontana, by SIAE 2019

Параллельно с поисками новой свободы за пределами холста Фонтана продолжал работать как скульптор, строя диалог с историей мирового искусства, его большими стилями и, прежде всего, стилем барокко, который оказался наиболее релевантным страстной, эмоциональной природе самого художника. На выставке в МАММ будут представлены четыре скульптуры этого периода, а также двенадцать керамических распятий (керамика — один из излюбленных материалов Фонтана). Керамические покрытые цветной глазурью распятия Фонтана раскрывают глубокую взаимосвязь духовных и художественных поисков художника.

 

 
Лучо Фонтана.
Портрет Терезиты.
1940.
Мозаика.
Фонд Лучо Фонтаны, Милан
©Fondazione Lucio Fontana, by SIAE 2019

В начале XXI века современное искусство снова стоит перед проблемой поиска путей своего развития. Новые цифровые технологии, дополненная реальность, появление нейронных сетей, а также социальные сети, ставшие реальностью сегодняшнего дня, заставляют нас переосмыслить мир, в котором мы живем. У искусства, как и науки, есть логика саморазвития. Взаимодействием этих двух сфер духовной жизни человечества и занимался Лучо Фонтана — патриарх итальянского искусства XX века, чье творчество было отмечено Гран-при 33-й Венецианской биеннале 1966 года.

 

 
Лучо Фонтана
Распятие.
1957
Керамика, цветная глазурь.
Собрание Карстена Греве, Санкт-Мориц
©Fondazione Lucio Fontana, by SIAE 2019

Знакомство с работами Лучо Фонтана дает важный импульс к поиску новых путей развития искусства сегодня.
«Лучо Фонтана для меня – учебник того, как мы можем меняться, как мы можем выходить в другое измерение и предугадывать. Ведь ещё в конце сороковых он делает дырки в холсте, которые показывают, что за нами что-то есть», - рассказала директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова.
 


Лучо Фонтана
Ретроспектива в МАММ
27 ноября 2019 — 23 февраля 2020
Кураторы: Ольга Свиблова и Елена Джеуна в коллаборации с Фондом Лучо Фонтаны

При поддержке:
Департамента культуры города Москвы
Посольства Италии в России
Итальянского института культуры в Москве
Культурно-благотворительный фонд U-ART Иветы и Тамаза Манашеровых

 


Фото обложки: Лучо Фонтана. Пространственная концепция. Ожидания. 1964. Холст, водоэмульсионная краска.
Городская галерея современного искусства, Турин. Предоставлено фотостудией Gonella. Воспроизводится с разрешения Фонда музеев Турина ©Fondazione Lucio Fontana, by SIAE 2019