Что общего может быть между патологоанатомом и художником? На первый взгляд, конечно, ничего. Но если всмотреться в суть вещей, можно увидеть: работа одного – вскрывать тело скальпелем, другого – вскрывать сознание кистью; один изучает человека, препарируя его физическую оболочку, а другой пытается постигнуть тайны homo sapiens духовно-творческим путем.
Американец Алекс Грей (Alex Grey) решил объединить эти два подхода в своих работах и стал художником, изображающим человека так, как он есть – с кровеносной и лимфатической системами, костями, мышцами и сухожилиями. Но он добавил к этому биологическому описанию свет ауры, тайну третьего глаза и еще несколько щепоток мистики и эзотерики. Ради этого Грей не только стал учиться духовным практикам, но и… пять лет проработал в морге, готовя трупы к вскрытию.
«Я делал это, потому что хотел создавать работы, посвященные сознанию. Мне было интересно запечатлеть саму структуру и каналы проникновения сознания в тело. Мне был любопытен сам феномен смерти и cмертности. Я старался рассматривать смерть не только в личном, но и в глобальном ключе», - комментирует Алекс.
Художник так хорошо «занимался», что в итоге по его картинам можно с лёгкостью проводить уроки биологии в средней школе – так чётко и ярко он прорисовал «устройство человека». Но в его произведениях физиология всё же вторична.
Жена Алекса, Эллисон Грей, говорит:
«Я полагаю, что Алекс своими работами обнажает священную природу вещей. Обнаружение скрытого и есть суть искусства»
Алекс Грей пишет свои работы в стиле виженари-арт и является одним из самых знаменитых в мире художников этого направления, а также его основоположником. Его полотна наполнены мистическими мотивами, глубоким сакральным смыслом, в их основе лежит Путь к себе и к Просветлению. Говорят, что его картины помогают расширить стереотипы восприятия реальности, не разрушая их. Также они, безусловно, сильно развивают воображение зрителей.
«Мистический опыт - это самый исцеляющий опыт из того, что человек может получить. Он ощущает себя частью единого целого, атомом вселенской мечты, где роль каждого уникальна и важна. Вот почему мои работы посвящены именно мистическому опыту. Возможно, от такой практики людям становится легче», - говорит художник о своих картинах.
Некоторые из своих работ Алекс посвятил любимому делу. Например, картина «Живопись» (Painting, 1998) наглядно иллюстрирует взаимодействие художника, холста и Высшей силы. Мы видим на ней живописца (возможно, Алекс изобразил себя самого), в голову которого из Космоса (или Информационного поля) льются идеи. Автор в свою очередь транслирует их на полотно с помощью рук и глаз – из них выходят разноцветные лучи. В левом верхнем углу нарисован то ли Ангел, то ли Вдохновение, а в правом – зрители, без которых творчество любого художника практически невозможно.
На другой картине, «Рука художника» (Artist's Hand, 1997), Грей продолжает раскрывать тему таинства творческого процесса. Кисть художника «видит» то, что пишет, так как вооружена глазом. А вокруг собралась целая свита из людей и фантастических существ, каждый из которых – будь то король или демон - вносит свой вклад в создание произведения искусства. Картина по традиции написана в сине-золотой палитре.
Множество работ Алекс Грей посвятил любви и семье. Он изобразил полный цикл рождения жизни – от поцелуя влюбленных до появления нового человека. На полотне «Поцелуй» (Kissing, 1983) мы видим окрашенных в романтичную розовую палитру мужчину и женщину, соединяющихся в поцелуе в одно целое. Затем идет картина «Совокупление» (Copulating, 1984), после неё логично следуют «Беременность» (Pregnancy, 1988), «Рождение» (Birth, 1990) и «Кормящая грудью» (Nursing, 1985). Весь этот цикл можно подытожить полотном «Новая семья» (New Family, 1985-1986).
Интересна история появления псевдонима «Грей». В 1980 году Алекс и его будущая жена Элисон показали медитативный перформанс. Они сидели перед скелетом и двигались по кругу, окрашенные каждый в свой цвет «инь-янь» - черный и белый. Затем они потерлись друг о друга телами и получили новый – серый - цвет, а вместе с ним и новую фамилию «Грей». Таким образом художники подчеркнули свою целостность и взаимосвязь.
Примерно в те же годы (70-80 прошлого века) Алекс занимался поистине провокационными перформансами, которые символизировали духовную жажду и физиологический протест. Например, однажды он специально вызвал у себя рвоту после того, как съел спагетти - это была метафора «бесполушарного мозга». Или другой пример – поездка на Северный полюс и бег голышом вокруг земной оси в 30-градусный мороз. Но, видимо, эти выходки не помогли Алексу приблизиться к Истине и Богу, зато именно после них он в отчаянии прокричал: «Господи, если ты есть, то покажись!» И ОН показался… С тех пор ОН есть во всех работах художника, который стал гораздо менее эпатажным и более сдержанным. Кстати, Алекс Грей уделяет большое внимание религии, но мы не будем заострять на этом внимание, так как нас интересует в первую очередь Искусство.
Когда же Алекса спросили, что значит для него искусство, он ответил:
«Этот вопрос мне задал мой учитель в высшей школе, и когда я начал отвечать на него, он остановил меня и сказал: «Тихо! Оставь этот вопрос внутри себя!» Моя книга «Миссия искусства» - попытка ответить на этот вопрос, как, впрочем, и все мои работы. Для меня искусство - это религия. Но коли так, то искусство связывает тебя со всеми другими религиями, ведь у каждой религии есть свой артистический арсенал… И еще: искусство - это самая долгая традиция из всех, которые знает человечество»