Есть в этой жизни некоторые вещи, которые я, откровенно сказать, терпеть не могу и считаю проделками Cатаны. Например, лысые кошки, сандалии с носками, классика в современной обработке, а ещё некоторые выставки на «Винзаводе». Но если первые три вообще нужно запретить в соответствии с женевской конвенцией, то «Винзаводу» я периодически даю шанс исправиться. И вот, в связи с очередным душевным подъемом, я отправился туда на выставку под названием «Сад Ангедонии».

Выставка оказалась не очень большая, так что и я сегодня буду краток. Заинтересовало меня в первую очередь название. «Ангедония» — от греческого корня, означающего удовольствие, наслаждение. «Ан», соответственно, — отрицательная приставка. Отлично, подумал я, это похоже на отсылку к Босху и его «Саду земных наслаждений», надо идти. Неладное я заподозрил слишком поздно...

Чего ожидать я не знал, поэтому решил ожидать худшего. В целом, ожидания оправдались. Но сначала поговорим о том, что всё-таки понравилось.

 

 

Думаю, самое главное, что достойно похвал, — это техника художницы.

Вот немного сухой информации: Анна Селина, молодая художница, закончила МХАГИ им. Сурикова по классу станковой живописи. И действительно, отбрасывая все личные впечатления, можно сказать, что Анна — талантливый художник. «Сад» выполнен в технике, которой пользовались ещё средневековые мастера, в том числе Иероним Босх. Думаю, это тоже часть отсылки к его «Саду земных наслаждений». Это хорошо заметно в этой работе.

 

 

К большому сожалению, на прекрасной и довольно необычной технике исполнения всё хорошее подошло к концу.

Видите ли, многие художники сегодня ошибочно думают, что на дворе эпоха постмодернизма. Но это не так. Они говорят, что у искусства нет срока давности, но и это не совсем верно. У готового произведения искусства действительно ничего подобного нет, но есть у эпохи. Одна из причин, почему классика сменила барокко, а модернизм пришёл на смену реализму, это то, что эти эпохи изжили себя. Художники выдали максимум из художественных средств. Тоже самое произошло и с постмодернизмом. Уже только ленивый не поиронизировал и не подеконструировал идеалы прошлого. Это лирическое отступление ведёт к тому, что Анна Селина своим «Садом» не создала ничего. Вот совсем. Всё, что мы имеем это комбинацию характерных образов средневековья и современной массовой культуры. Средневековые жители, выращивающие травку, рэпер на Ламборгини в окружении рыцарей и, конечно же, котики. Куда же без котиков…

 

 

Постмодернизм зародился в середине прошлого века, и коллаж был одним из самых первых его средств. Как явление, которое, по сути, ничего само не создаёт, а лишь перерабатывает уже существующие произведения, он изжил себя довольно скоро и сейчас, так сказать, в 2к18 создание таких вот произведений не только сомнительно, но банально и даже нелепо.

 

 

Увы, но дальше только хуже, ведь вспомнился тизер выставки. Тут стоит сказать, что большинство современных художников пытаются оправдать свои творения заложенным в них смыслом. «Это не гнилая палка»! — говорят они. «Это метафора! Тонкое осмысление болезненности современного общества!» Но я упорно видел гнилую палку, которая вчера лежала у мусорки рядом с моим домом. Таким образом невольно возникает ассоциация с нечистотами, покрытыми сусальным золотом. Можно сколько угодно рассказывать о том, какой смысл ты в это вложил, но запашок всё равно никуда не денешь.

Так вот, «Сад Ангедонии» не делает даже этого. Вот цитата из описания выставки:

«Настоящий проект является ярким примером формального заимствования художественной манеры и характера окружающей среды на уровне стилизаторских ходов и пластических решений. Авторский метод не содержит повествования как такого. Художник делает выбор в сторону изобразительности при отсутствии явной концептуальной составляющей»

За всеми умными словами скрывается признание в отсутствии смысла как такового. А вся остальная часть описания — это просто набор стандартных фраз, чтобы пустить пыль в глаза. Смотрите:

«В работе над своей первой персональной выставкой Анна Селина обращается к философскому вопросу мироустройства. Художник синтезирует ощущения разрушения и созидания в единый эмоциональный сплав и транслирует это на холст»

Уберите имя, и у вас останется шаблон, который вы видели уже тысячу раз.

В итоге мы имеем самую банальную по задумке серую, блестяще выписанную по технике. Но ведь настоящее искусство — это далеко не только техника… Это что-то большее. А чего-то большего как раз и не было. Только неоправданные надежды. Ну и досада. А так жаль…

Редакция Artifex.ru оставляет за собой право не соглашаться с мнением автора статьи.