Один из ведущих скандинавских художников ХХ века Асгер Йорн (настоящее имя Асгер Олуф Йоргенсен, Asger Oluf Jørgensen, 1914-1973) работал во многих СМИ, создавал картины, рисунки, принты, текстильные изделия, коллажи, керамику.

 

Родился он в 1914 году в Вейруне (Ютландия). Мальчик рос в семье учителей и воспитывался в строгом протестантском духе. Впоследствии это наложило отпечаток на его творчество, в котором выразился яркий протест против любых форм тирании. В 1930 году юноша поступил в педагогический колледж, где по стечению обстоятельств стал членом датской коммунистической партии и попал под влияние синдикалистов.

Ранние работы Йорна указывают, что на его творчество большое влияние имел скандинавский экспрессионизм. Но все изменилось во время первой поездки в Париж, куда он отправился в 1936 году учиться в «Академии Контемпорэн». Там он сблизился с преподавателем по имени Фернан Леже, который поручил своему студенту оформление декораций «Дворца нового времени» к Всемирной выставке 1937 года. В этот период начинающий художник отображал на своих полотнах фантастические миры и все больше интересовался сюрреализмом. В этом же году состоялась его первая персональная выставка.

Но уже в 40-х годах заметно стремление Йорна освободиться от влияния Леже и сюрреалистов, с которыми он познакомился в Париже. По словам самого живописца, решающим фактором своего творческого развития он считал работу «Синяя картина» (1940), которая, как и все другие его творения, была создана в стиле абстракционизм.

В годы Второй мировой войны Йорн участвовал в организованном датскими коммунистами Движении Сопротивления. Но как только наступило мирное время, он снова активно занялся творчеством. Так, в 1948 году вместе с Аппелем, Констаном и Корнелем художник организует в Париже, авангардистскую группу COBRA. Такое название она получила по первым буквам столиц стран, из которых происходили ее участники - Копенгаген, Брюссель, Амстердам. Стиль «Кобры» был близок к абстрактному экспрессионизму. В период с 1951 по 1952 год Йорн теоретически обосновывает подобную манеру рисунка в вышедшем в печать сочинении «Спасение и случай».

На картинах Йорна всё чаще стали появляться демонические существа, тёмные силы, маски и фетиши. Параллельно с живописными полотнами мастер приступает к созданию серии гравюр, законченных только в 1961 году. Работа над ними была прервана из-за болезни. Но восстановив здоровье, художник стал работать с необычайной продуктивностью и за какие-то несколько месяцев создал многочисленные серии гравюр и керамик.

50-е годы ознаменовались для художника вехой абстракции. В 1953 Асгер Йорн покинул Данию и отправился странствовать по Европе. Так, в Швейцарии появилась серия гравюр, которая увидела свет в 1961 году под названием «Швейцарская сюита: 1953-1954». Постепенно его живопись менялась: абстракция уступала место предметному изображению, фигуры часто искажались до неузнаваемости, а мощные, энергичные краски художник наносил толстым слоем.

В начале 60-х годов Йорн практически перестал давать названия своим картинам. Казалось, что работы появлялись из некоего собственного мира художника, в котором переплелись очарование магии и легенды древних скандинавов. Господствующим началом в них стала ритмика цветов, линий и света. Иконография Йорна того времени представляет собой изображения человеческих голов и тел, зверей и фантастических существ, а также неких клеточных форм.

В 1962 имя Йорна стало известно в США. Это произошло после выставки его работ в одной из нью-йоркских галерей. А в следующие два года художник создал необычную серию коллажей из плакатов, которые обычно висят на заборах вокруг строительных площадок. Он разрезал печатную продукцию на фрагменты, а затем компоновал их совершенно по-новому.

Искусство Йорна созрело, он получил международное признание, организовал собственные выставки в нескольких городах. Кроме того, художник присоединился к радикальной группе «Ситуационист интернэшнл», которая стремилась революционизировать современное общество, и начал работу над очень большой картиной «Сталинград».

Она была завершена только в 1972 году.

 

 

Йорн покинул «Ситуационист интернэшнл» в 1961 году, так как посчитал, что его личные взгляды и позиция остальных членов группы разошлись. Он стал много путешествовать, собрал в поездках около 15000 фотографий скандинавского народного искусства и опубликовал четыре монографии с комментариями. Художник внес две цветные литографии в книгу стихов и литографий Walasse Ting (1929-2010).

В том же году он отказался от престижной международной премии Гуггенхайма, присужденной ему за картину «Мертвые пьяные датчане» (1960, Музей современного искусства Луизианы).

 

 

Будучи художником, Асгер Йорн имел самое непосредственное отношение к литературе. Он написал несколько книг по эстетике, философии, политике и истории, один из первых перевел на датский язык некоторые романы Кафки.

Великий мастер абстракции ушел из жизни в 1973 году в возрасте 59 лет. Но он оставил миру более двух тысяч картин, гравюр, керамики и огромное количество рисунков, которые и по сей день экспонируются в самых престижных музеях и художественных галереях.
 


Автор: Елизавета Строева