«Бесстрашный рыцарь» колорита, прославленный мастер графического искусства, автор плаката Летних Олимпийских игр-2012, Говард Ходжкин (Howard Hodgkin, 1932-2017) признан одним из самых ярких художников-абстракционистов нашего времени.

Он ушел из жизни на 84 году в одной из лондонских больниц. Художник предчувствовал свою смерть, а потому вкладывал в последние работы особенно яркие эмоции.

«Думаю, это ощущение конца жизни, осталось не так уж много времени. Осторожно, двери закрываются…», — так говорил Ходжкин в одном из последних интервью.

 

Яркость и экспрессивность чувствуются в каждой из работ британского живописца. Его творческий путь начинался в 1970-х годах: в то время художественный язык и темы абстракциониста стали свободнее и масштабнее. Возможно, этому способствовали частые путешествия. Так, Ходжкин много работал в Неаполе и Венеции, стремясь не просто запечатлеть в творчестве счастливые минуты пребывания в прекрасной стране, а как можно полнее передать красоту ее природы. Такие живописные воспоминания поистине бесценны.

Отдельной вехой в жизни Ходжкина стало посещение Индии. Эта аутентичная и пряная страна свела его с ума своим колоритом, Говард буквально влюбился в нее и вновь и вновь возвращался к индийским сюжетам, как художник, стремящийся запечатлеть малейший изгиб тела прекрасной натурщицы. Пейзажи, интерьеры, традиционная кухня и обычаи — все это отражено в индийской серии работ британского автора.

Наиболее известными работами абстракциониста стали такие картины как «Девушка на софе» (Girl on a sofa, 1968), «Дождь» (Rain, 1989), «Строго личное» (Strictly Personal, 2001). В дальнейшем они стали его визитными карточками на разнообразных творческих площадках.

 

Для этих работ, написанных смелыми крупными мазками, характерны насыщенность колорита и правдивая передача личных эмоций. И хотя многие считают, что сюжеты полотен основаны на реальных событиях, чаще всего они были навеяны впечатлениями от встреч с новыми людьми.

Говард принимал участие в многочисленных выставках. Первая из них - 41 Венецианская биеннале 1962 года, где он представил серию работ, за которую получил почетную Премию Тернера, одну из самых престижных в области современного визуального искусства. Согласно условиям конкурса, право номинироваться на премию имеет автор моложе пятидесяти лет, чей проект был опубликован публично. Попасть в короткий список финалистов — настоящая удача. И она улыбнулась Ходжкину. С тех пор его работы побывали на самых известных выставочных площадках - в Метрополитен-музее (Нью-Йорк), Центре искусств королевы Софии (Мадрид), лондонских Тейт и Whitechapel Gallery.

Прославленный колорист и мастер графического искусства родился в 1932 году в Лондоне. Там же окончил Художественный колледж Кембервелл, а после него — Академию художеств в Бате. Ранние картины Говарда, как правило, отличаются бескомпромиссностью в использовании изогнутых форм и ограниченным количеством цветов. Позднее его стиль стал более спонтанным, художник чаще обращался к ярким цветам. Работы того периода можно назвать «полуабстрактными», их часто сравнивают с картинами лидера течения фовистов, знаменитого французского художника и скульптора Анри Матисса.

1995 год стал особенным в жизни Говарда Ходжкина. Он создал серию работ Venetian Views, которые изображали один и тот же вид Венеции утром, днем, вечером и ночью. Это был сложный и трудоемкий творческий процесс. Так, при создании одного из четырех полотен - «Венеция, После полудня» (Venice, Afternoon, 1995) – мастеру пришлось написать 16 отдельных листов-фрагментов, а затем с помощью чрезвычайно сложного полиграфического приема составлять из них единое целое. И, надо казать, эффект получился очень впечатляющим.

 

 

«Его чувственные полотна были пронизаны глубоким пониманием французской живописи конца XIX века, в особенности Дега, Вюйара и Боннара, и, без сомнения, его любовью к жаре и краскам Индии, которую он часто посещал», - так о творчестве Говарда Ходжкина отозвался сэр Николас Серота, директор галереи «Тейт», организовавший несколько его выставок.

А британское правительство посчитало заслуги художника в области искусства настолько значимыми, что в 1992 году он был посвящен в рыцари.
 


Автор: Елизавета Строева