Если жизненный путь человека некие силы предопределяют заранее, то сэр Джошуа Рейнольдс (Joshua Reynolds) – прямой тому пример. Ему прочили карьеру медика, но в историю он вошел как один из самых известных портретистов Англии XVIII века. Лишившись врачевателя тел, человечество взамен получило того, чье искусство призвано исцелять души прикосновением к прекрасному.

Джошуа Рейнольдс стал первым президентом Королевской Академии художеств, основанной в 1768 году, однако перечень его заслуг на этом далеко не был исчерпан. В век, когда абсолютная точность портретов еще не была востребована, он сумел завоевать публику чем-то иным, нежели банальным сходством с оригиналом. Была ли то пресловутая душа изображения, или притягательность истинного мастерства - пусть каждый решит сам.

 

16 июля 1723 года в семье пастора в небольшом городе Плимтон появился на свет мальчик. С самых ранних лет стало понятно, что ожидания родителей, по крайней мере, некоторые, он оправдывать не спешит. Классическая живопись, ее история и техники интересовали юношу гораздо сильнее, чем что-либо иное. Чтение трактатов портретиста Дж. Ричардсона, попытки копирования гравюр и изучение опыта знаменитых мастеров постепенно заложили фундамент для дальнейшего успеха. Со временем, смирившись с тем, что сделать из Джошуа медика не получится, родные отдали его в обучение к Томасу Хадсону. В его лондонской студии Рейнольдс проучился три года.

В 1744 он решил вернуться в родной Плимтон и открыть там собственную мастерскую. Здесь он и начал всерьез заниматься портретами. Спустя некоторое время пришлось признать, что приобретенный за время ученичества опыт был недостаточным для успешной работы. Рейнольдс вернулся в Лондон.

С 1749 года жизнь художника представляла собой сплошную карту заграничных поездок. Воспользовавшись своим знакомством с моряком Огастесом Кеппелом, он отплыл от берегов своей туманной родины и вскоре оказался на Менорке, недалеко от Испании. Затем отправился в Рим, и на некоторое время осел там, изучая живопись и античную скульптуру. Возможно, именно в этот период пробудился интерес к мифологическим сюжетам, периодически возникавший в его творчестве все последующие годы. Одна из наиболее экспрессивных картин такого рода, написанная в 1786 году, – «Младенец Геркулес, удушающий змей». Спустя годы она появилась в коллекции Эрмитажа.

 

 

Завершая свое путешествие, Джошуа Рейнольдс на месяц задержался в Париже и вернулся в Лондон в 1753 году. После этой поездки классический стиль окончательно возобладал в его творчестве. Античность, безусловно, имела свое влияние, но большинство портретов отвечало духу эпохи. Парадной и аллегорической живописи он предпочитал более мягкие композиции, где была возможность запечатлеть кого-то в романтичной спокойной обстановке.

Особенно естественными становились изображения женщин с детьми. Таков портрет графини Спенсер с дочерью Джорджианой, в которой соблюдены все каноны, и при этом картина воплощает нежную семейную привязанность. Множество деталей оживляют спокойные тона: примостившаяся у самого края картины собачонка, расслабленные позы героинь. Подобные мелочи мелькают во всем творчестве живописца, оживляя статичный по своей сути жанр портрета.

 

 

Было бы ошибкой назвать стиль Джошуа Рейнольдса копированием Рафаэля, Тициана, Микеланджело или кого-либо еще. Можно ли считать подражанием попытку вобрать все лучшее, присущее искусству великих живописцев прошлого? Сомнительно. Рейнольдс внес в собственные работы частицу той глубины и искренности, которой пронизаны их произведения, – и остался собой.

Он имел прекрасную репутацию при дворе. Кого назначить президентом недавно учрежденной Королевской Академии художеств, было решено мгновенно. С 1768 года и до самой смерти Рейнольдса эта почетная должность принадлежала ему.

Самый продуктивный период творчества относят именно к 70-м годам, когда Рейнольдс создал полотна, многие из которых в дальнейшем украсили картинные галереи всего мира. В 1784 году ему пожаловали звание придворного живописца английского короля.

Хотя жизнь была весьма благосклонна к Рейнольдсу, конец ее все же был омрачен длительной болезнью. Более трех лет сопротивляясь недугу, он практически лишился зрения. Скончался Джошуа Рейнольдс в 1792 году.

Потеря иного рода последовала уже спустя годы и десятилетия после смерти художника. Составы, которыми тот зачастую пользовался вместо масла, не были столь долговечны, и некоторые полотна тускнели или были полностью утрачены. Но те, что сохранились, хоть и не претендуют на вечное существование, готовы еще долго отдавать должное своему создателю.