Мануэль Мампель (Manuel Mampel) — молодой испанский художник-иллюстратор и карикатурист, сердце которого безвозвратно отдано комиксам. Превратив свое детское увлечение в полноценную профессию, Мануэль переехал в Брюссель, европейскую столицу «рисованных историй», где в свое время творили такие известные «картунисты» (англ. strip cartoon — «комикс»), как Эрже, Андре Франклин и Морис де Бевер.

 

Корреспондент Artifex Варвара Морозова встретилась и побеседовала с Мануэлем о его творчестве, любви к научной фантастике, а также впечатлениях от Брюсселя.

Artifex: Я знаю, что ты начал рисовать еще в детстве и что твои школьные друзья помнят тебя именно таким: скромный мальчуган, уткнувшийся в толстую тетрадку с рисунками…

Да, еще в детстве я полюбил комиксы. Для меня они оказались идеальным способом рассказать историю в рисунках. Очень скоро я начал создавать собственные комиксы, но тогда я слишком много внимания уделял рисункам и вовсе не задумывался о литературной составляющей. По сути, я брал сюжеты из уже существующих комиксов и создавал на их основе собственные рисунки.

Artifex: А помнишь, с чего все началось? Что именно заставило тебя взять в руки карандаш и изобразить что-то на листе бумаги?

Сейчас я уже и не вспомню, что именно побудило меня начать рисовать. Зато я не забыл, как мой дедушка писал пейзажи в духе пуантилистов, беря за основу обычные фотографии. Он не был профессиональным художником, скорее, продвинутым любителем. Думаю, именно дедушка стал для меня примером для подражания. Глядя на него, мне тоже захотелось научиться отображать на бумаге свое видение реальности.

Artifex: Судя по резюме, у тебя очень достойная подготовка: курсы рисунка в Мадридском Университете, степень бакалавра в Высшей Школе Искусств и даже отдельный графический курс по пластической анатомии. Впечатляет! Скажи, а как ты понял, что твое увлечение может стать полноценной профессией? Или, может, ты всегда хотел быть профессиональным художником?

Я уже упоминал своего дедушку. Он родился и вырос в очень непростое время. Из-за гражданской войны, что шла в то время в Испании, ему пришлось прервать обучение в художественном училище. Тем не менее он продолжал рисовать до конца своих дней, потому что живопись была его страстью. Для меня это тоже страсть, но я шагнул немного дальше: мне постоянно хочется двигаться вперед, преодолевать себя и совершенствовать свои навыки. Возвращаясь к твоему вопросу: я быстро понял, что занятия рисованием очень важны для меня. Прошло несколько лет, прежде чем я осознал, что это может стать моей профессией. На самом деле, задумываться об этом я стал только в университете.

Artifex: Не считая фундаментальных академических знаний, а также необходимых практических навыков, есть ли что-то еще принципиально важное, что ты усвоил в ходе профессиональной художественной подготовки?

Наверное, самое важное, чему я научился за годы учебы, - это терпение. В детстве я недооценивал многие аспекты рисования. Порой сам процесс создания комикса может показаться довольно однообразным, например, иногда приходится прорисовывать одно и то же дерево по несколько десятков раз. Поэтому терпение — вернейший из союзников художника, и я рад, что усвоил это.

Artifex: Насколько мне известно, ты работаешь сразу в нескольких техниках и постоянно пробуешь что-то новое. И все же, есть ли у тебя какие-то предпочтения в плане той или иной техники при создании рисунков и комиксов?

Я рисую либо карандашом, либо тушью. Год назад я опробовал графический планшет и прочие электронные атрибуты — поразительно, какие возможности открывают перед нами современные технологии! К примеру, сейчас я работаю над созданием книги комиксов на одном лишь компьютере, но по ощущениям это очень похоже на рисование ручкой на обычной бумаге. Кроме того, это очень экономично. Но сам я все еще предпочитаю рисовать от руки обычным карандашом.

 

Artifex: Футуристические зарисовки и сцены из далекого будущего, удивительные изобретения и поражающие воображение технологии — судя по твоим работам, тебе очень близка тема научной фантастики!

Я очень люблю научную фантастику, и это, во многом, благодаря «Звездным Войнам» (Star Wars). В детстве я до дыр засматривал кассеты со старой трилогией! Эта тема заставляет работать воображение, позволяет представить альтернативный мир и поверить в существование других реальностей. А это очень важно для тех, кто работает с комиксами. Да и вообще, для любого художника в целом.

 

Вообще, научная фантастика ведет человечество к новым изобретениям и открытиям. Возьмем, например, книги Жюля Верна, Айзека Азимова или Филипа Киндреда Дика. У этих ребят фантазии было хоть отбавляй! Они писали о вещах, которые в их время казались чем-то абсолютно нереальным, а сегодня мы живем в окружении этих вещей, бывших когда-то лишь плодом их воображения.

Конечно же, научная фантастика — далеко не единственная тема, с которой я работаю. Иногда я делаю сатирические рисунки, карикатуры, наподобие тех, что обычно печатают в газетах. Возможно, в будущем я создам серию автобиографических комиксов, как это делают некоторые художники. Но сейчас все мои силы сконцентрированы на текущем проекте, над которым я работаю вместе со своим другом. Он отвечает за сценарий, а я воплощаю историю на бумаге. Конечно же, это серия комиксов, посвященная теме научной фантастики!

Artifex: По роду деятельности тебе часто приходится работать над коммерческими проектами. Может быть, какой-то из них запомнился тебе больше всего?

О, дай-ка подумать. Несколько лет назад мне посчастливилось стать частью креативной команды, которая работала над созданием фильма про хип-хоп. Это было трудно и захватывающе одновременно, поскольку над проектом мне пришлось работать вместе с другими людьми. А не так давно я сделал несколько постеров для музыкального шоу под названием Music City Tour. Это не очень большая компания, но сейчас ребята быстро набирают обороты, и я рад, что могу расти вместе с ними.

Artifex: Я знаю, что из-за сложной экономической ситуации в Испании тебе пришлось перебраться из Мадрида в Брюссель. Возможно, переезд и другой город повлияли на твое творчество и по-новому вдохновили тебя?

Ситуация в Испании действительно непростая. Но я переехал в Брюссель еще и потому, что хотел быть поближе к центру европейских комиксов. За два года, что я здесь, я встретил огромное количество интересных людей, приобрел необходимые контакты и узнал много нового о бельгийской культуре комиксов. В этом плане Брюссель дал мне многое, но я чувствую, что пришло время двигаться дальше. Что касается вдохновения… Пикассо однажды сказал:

«Когда вдохновение приходит ко мне, оно застает меня за работой»

Так что место, где я нахожусь, не имеет значения. Важен лишь сам процесс.

 

 

(От редакции: Бельгию называют европейской столицей «рисованных историй», ведь именно здесь из газетного шаржа комикс трансформировался в самостоятельный вид искусства, гармонично вписавшись в богатое культурное наследие страны. Считается, что увлечение комиксами пришло в Бельгию в начале прошлого века из-за океана, и навсегда покорило сердца жителей страны. Репортер Тинтин и его верный пес Милу, маленькие синие смурфы — это лишь самые известные герои из множества созданных бельгийскими авторами).

Artifex: Мануэль, большое спасибо за интересный разговор и уделенное время!
 


Автор фото: Мария Иванова