Фольклор с именем художника на обороте

В этом материале речь пойдет о направлении искусства, которое существует с тех пор, как древний человек в первый раз расписал стены своей маленькой пещеры. Наивное искусство — это свежий взгляд художника-самоучки, взявшего кисти для самовыражения; это простодушное направление, наивное, как дитя. Его художник — взрослый человек, познающий по-своему мир. Он пытается передать впечатления от реальности и рассказать о них зрителю с помощью ярких красок в простых, доступных фольклорных формах.

 
XVII век
Парсуны

В это время еще не было самого понятия «наивное искусство», но именно тогда помимо мифических и религиозных сюжетов начали появляться бытовые произведения. Ренессанс, конечно, говорил о гармонии человека и природы, но это были обученные мастера с идеалами гуманизма. Необученный человек был обычным дилетантом или ремесленником. Его творчество называлось фольклором, а имя терялось во времени. В России существовали только школы иконописи, но само государство уже становилось более светским. По прежним моральным устоям, исходившим от церкви, искусство должно было поучать, а не быть средством самовыражения. Показывать свое «я» было чем-то постыдным, поэтому произведения живописцы не подписывали. Лишь в XVII веке произошло «обмирщение» искусства. Переходом от икон к портрету стали парсуны Строгановской школы иконописи. Термин «парсуна» был введен историком Иваном Михайловичем Снегиревым в XIX веке и обозначен как примитивный жанр портрета. В парсунах были элементы иконописи, но исторические личности выглядели на них более реалистично.

 

 

Эти произведения были обращены больше к реальности, чем к Богу. Чуть позже творчеством начали заниматься не только обученные люди, но и рядовые помещики, мещане и даже крепостные крестьяне. Это были первые «наивные» портреты неизвестных художников.

XVIII век
Романтизм

Еще долгое время в искусстве царил классицизм с его академизмом и рациональностью. В полемику с ним вступили художники романтизма. Они обвиняли классицистов в отсутствии жизни и холодной рассудочности, предлагали вспомнить о категориях чувственного, человеческого и природного. Пока классицизм отметал «лишнее» и провозглашал главенство разума, романтики подготовили почву из образов благородных дикарей, вооруженных народной мудростью, вспомнили о мифах и фольклоре. Мастера начали говорить не только об идеалах, но и о естественной жизни со всеми ее тайнами, загадками и чувственными противоречиями.

 
1863
Салон отверженных

В 1863 году жюри Парижского салона — самой престижной выставки Франции — отвергли более шестидесяти процентов присланных работ. При поддержке Наполеона III из-за жалоб художников был создан Салон отверженных, так как сам император не нашел особой разницы между отвергнутыми и одобренными картинами. Там был выставлен скандальный «Завтрак на траве» Эдуарда Мане.

 

 

Причинами споров и критики послужили резкий фотографический свет, непропорциональность и «нагло» смотрящая на зрителя нагая девушка в окружении одетых как денди мужчин. Картина выглядела неоконченной, как застывшее мгновение. И художники начали ловить эти счастливые мгновения, выходя на пленэр. Так появился импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление), укрепивший отказ от академизма в изобразительном искусстве.

 
1886
Анри Руссо

По такому же принципу в противовес Парижскому салону в 1884 году был образован Салон Независимых художников во Франции. Там могли выставляться мастера не только не принятые обществом, но и подвергавшиеся политическим гонениям. В 1886 году таможенник Анри Руссо, художник-самоучка, взявший кисти в зрелом возрасте, представил здесь несколько работ.

 

Хотя большинство и высмеивало странную, выражавшуюся лишь в изменении тона перспективу на его картинах, он был замечен авангардистами. Спустя некоторое время картины Анри стали пользоваться огромным спросом. В них будто жило волшебство, которое мог бы увидеть среди причудливых джунглей или кипящей жизни города ребенок. Именно к творчеству Анри Руссо был впервые применен термин «наивное искусство». Однажды художник был втянут учеником в денежные махинации и после раскрытия авантюры предстал перед судом. Чтобы судья поверил в безграничную доверчивость взрослого человека, ему показали работы Анри. Они были так наивны, что вершитель закона осудил мастера только на два года условно.

 
1913
«Мишень»

В России только на выставке «Мишень», организованной авангардистом Михаилом Федоровичем Ларионовым, публика увидела, что любительское искусство может быть чем-то большим, чем фольклор. Сюда из Грузии были привезены работы Нико Пиросмани, «художника-самородка», писавшего у себя на родине практически за еду.

 

Он был из простой крестьянской семьи и слыл человеком «не от мира сего», но его имя не исчезло во времени, подобно именам неизвестных художников семнадцатого столетия. Вывески заведений, изображения животных в три четверти, сцены пира и кипящей вокруг жизни, поданные в живой, детской манере без скрытых символов, поразили публику и вдохновили других художников.

 
1945
Ар брют

Французский художник-сюрреалист Жан Дюбюффе интересовался живописью душевнобольных, инвалидов, бродяг, городских чудаков и т.д. «Грубым искусством» (так переводится «Art Brut» с французского, но подразумевается «необработанное/не огранённое» искусство) он назвал свою огромную коллекцию собранных картин маргинальных художников. Эти произведения действительно живут вне канонов, привычных материалов, времени, классических сюжетов, пространства и правил. Ар брют, по разным доводам, если и не разновидность наива, то его родственное направление.

 
2018
На сегодняшний день наив не претерпел никаких изменений. Впрочем, он и не может их претерпевать. Это направление никогда «не вырастет», потому что в нем должна жить детская непосредственность, которая делает его самим собой. Меняются обстоятельства жизни вокруг «наивного» художника, а он все также продолжает говорить о них в своей яркой колоритной манере, смешивая сказки и реальность, и не испытывая робости перед какими бы то ни было эталонами.