Николай Васильевич Мещерин по праву считается одним из величайших русских импрессионистов. Большинство его работ были посвящены воспеванию красоты родной земли: степей, лугов и полей. На сегодняшний день сохранилось немногим более 40 работ художника.
Некоторые из них осели в частных коллекциях, другие хранятся в Доме-музее Левитана в Плёсе, Музее изобразительных искусств в Казани, Киевском музее русского искусства и в нескольких не самых известных картинных галереях в разных городах страны. «Не избалован» Мещерин и персональными выставками: за последние сто лет их было всего две. А ведь имя этого художника входит в число тех русских живописцев, творчество которых и представляет русский импрессионизм.
Кстати, одним из направлений импрессионизма стал пленэризм. Картины в этом жанре писались на натуре, зачастую всего за один сеанс, без доработки в мастерской. Поэтому основным жанром пленэризма стал пейзаж и городская зарисовка. Чтобы успеть закончить работу и постоянно находиться под впечатлением от увиденного, художники должны были работать очень быстро, что привело к рождению новой техники письма короткими мазками. Кстати, благодаря пленэру стали выпускаться краски в тубах. До этого художники готовили их сами в своих мастерских.
Изменилась и цветовая палитра пленэристов: они, например, отказались от чисто белого и черного цветов. Так, Ренуар писал:
«Даже тень не бывает черного цвета - она всегда окрашена. Природе ведом только цвет»
А размытые контуры предметов и использование контрастов производили эффект живого мерцания красок на полотне.
Конечно, на полотнах русских художников того времени мы не увидим настолько яркого проявления импрессионизма. Но это не значит, что новые веяния обошли Россию стороной. Конечно, французской легкости и яркости взяться было неоткуда – не та природа, северное солнце. Совсем другие глаза смотрели на наши скромные и неяркие русские пейзажи, совсем другие виды были вокруг. Отечественному пленеризму были свойственны уверенные, насыщенные оттенки, роднящие палитру с реалистичной.
И яркое свидетельство тому - творчество Николая Васильевича Мещерина, несправедливо забытого в наше время художника, лучшие полотна которого можно с полным основанием отнести к направлению пленеризм.
Родился художник в 1864 году в довольно богатой купеческой семье. Повинуясь законам домостроя, он был вынужден продолжать дело отца и ни о каком художественном образовании даже не мечтал. Все его «живописное ученичество» свелось к нескольким урокам у молодых и только впоследствии ставших знаменитыми Корина, Аладжалова, Левитана.
Первые этюды художника выдавали в нем способного самоучку. Но упорный труд и желание добиться результатов не прошли бесследно: в 90-х годах XIX века Николай Мещерин стал довольно известен в кругу московских художников. В своем творчестве он отдавал предпочтение камерным пейзажам. На них изображены виды Дугина, где находилось поместье Мещериных, и его окрестностей. Эти работы по технике исполнения относились, безусловно, к реализму, но глубоко интимное отношение к неброской красоте родного края, поэтично и тонко переданные образы природы уже выходили за рамки только правдивого отображения действительности.
Отсутствие академического образования в какой-то степени оказалось Мещерину «на руку». Его не сковывали жесткие рамки понятий о том, «как можно и как нельзя писать», художник был свободен в выборе средств выражения своих творческих замыслов. Может быть, именно поэтому он гораздо смелее, чем его современники, экспериментировал со светом, цветом и техникой письма. Мещерин был одним из первых в России художников, которые взяли на вооружение импрессионистический метод пуантилизм, который представлял собой письмо мелкими мазками правильной, точечной или прямоугольной формы.
Есть в этих полотнах одна особенность: они были новаторскими по технике, но исконно русскими по содержанию. И в этом смысле его живопись близка к полотнам великих русских пейзажистов.