Заслуженный работник культуры Республики Узбекистан, создатель собственного стиля в живописи и просто очень галантный мужчина Петр Тимофеевич Анненков по праву занимает почётное место в современном искусстве. Перечислять его творческие достижения можно очень долго, так как жизнь художника богата не только яркими красками, но и успехами, увлекательными историями, а также встречами с известными людьми.
Сейчас проходит очередная московская выставка работ художника. Мы решили, что это прекрасный повод встретиться с Петром Тимофеевичем лично, чтобы узнать из первых уст всё самое интересное.
Своими мыслями художник поделился с корреспондентом Artifex Анной Марченко.
Artifex: Вы очень известны благодаря своим картинам. А чем вы занимаетесь, помимо живописи?
Чем только ни приходилось: от создания более чем 50 детских книжек до разработки дизайна узбекского паспорта и нескольких орденов. Я реализовал себя и как мультипликатор, создав фильм «История ислама». Он был задуман как большой сериал, в популярной форме рассказывающий о бытовании ислама в Средней Азии.
Я занимался и скульптурой. Композиция «Аисты» шесть метров высотой и восемь метров в размахе крыльев находится в Ташкенте, на здании Дворца Форумов. Её эскиз сначала проектировали на компьютере для удобства.
Artifex: Что вас вдохновляет на создание работ?
Я очень люблю музыку, блюз. Джо Кокера (Joe Cocker), например. И весь старый рок. Тот же «Аквариум», «Машину времени», «ДДТ». Я пересекался со многими известными людьми. Сергей Михалков на одной из ежегодных книжных ярмарок подписал несколько томов для моих внуков.
Artifex: Наверняка многие из них украсили свои дома вашими работами?
Такое сплошь и рядом: покупают одну мою картину, а потом не могут остановиться! А некоторые из них я сам с удовольствием дарю. Владимиру Владимировичу Путину, например, − работу «Строение мира» (Земля на трёх слонах), а экс-президенту Всемирного Олимпийского комитета Хуану Антонио Самаранчу — дружеский шарж, названный в честь него.
Мне посчастливилось быть на аудиенции у Папы Римского Иоанна Павла II и преподнести в дар картину «Помни, за тобой придут». Сейчас она хранится в музее Ватикана.
Artifex: В каком направлении вы чувствуете себя наиболее комфортно?
Работа над оформлением книг стала настоящей школой мастерства для меня. Она помогла выработать свой стиль письма, авторский подход к созданию композиций, умение акцентировать внимание на наиболее выразительной сцене, выстроить сюжетный ряд и передать его с максимальной убедительностью.
Artifex: Почему вы пишете такими яркими, насыщенными красками?
Я люблю яркие цвета, поскольку я родился в Средней Азии, в Узбекистане, и мне близок красочный мир Востока. Это и повлияло на картины.
Artifex: А что бы вы ни за что не стали изображать?
Кровь, насилие, ужасы и дешёвую популярность. Меня не раз просили создать работу-скандал, способную встряхнуть общественное мнение, однако я далек от подобного живописного экстремизма. Не секрет, что аллегория воздействует на наш разум тоньше и сильнее, чем мысль, высказанная напрямик. Именно намек создает вокруг работы завесу тайны. Я знаю, как сильно чувствуется фальшь, и ни за что не допущу этого в себе.
Artifex: Почему у вас часто встречаются библейские сюжеты?
Не скажу, что часто. Скорее, в качестве отклика на какие-либо события. Библия сама по себе — достаточно мудрая книга, далеко не только о вере. Она даёт толчок к размышлениям. А дальше уже каждый делает свои выводы, сравнивает. Одну из работ, «Апокалипсис», я писал почти пять лет, и сам Апокалипсис у меня вышел положительный, как будто добро и нравственность победит зло. А я даже и не задумывался об этом, когда писал. Мне интереснее не знать, чем всё закончится. Иначе жить скучно.
Artifex: Какие работы представлены на вашей выставке? По какому принципу они подбирались?
На этой выставке представлены работы как из раннего, так и из более позднего периода. Я не так часто бываю в Москве, в основном выставляюсь в Европе, поэтому решил показать разные грани своего творчества. Здесь можно увидеть и живопись, и графику. За свою жизнь я перепробовал множество стилей и техник, проявил себя с разных сторон. Вот и постарался показать лучшее на выставке.
Artifex: А на мастер-классы к вам приходят уже состоявшиеся художники или новички за советом?
Тут нет никакой разницы. Были и старушки-испанки, и ребята из детского центра в Германии. Я просто пишу картину и рассказываю, как подбираю краски. Поясняю особенности своей техники. Я уже успел провести мастер-классы во многих городах Европы. Не обязательно говорить на одном языке, чтобы понять эмоции. Однажды ко мне на выставку пришла девушка, долго ходила, смотрела работы, а потом расплакалась от переполняющих её чувств. Ради этого и стоит продолжать творить.
Artifex: Какие у вас планы на будущее?
Пока думаю остаться в Москве. После завершения этой выставки я планирую сразу перевезти её на сороковой этаж в «Москва-Сити». Там мне предложили сделать более обширную экспозицию. Параллельно у меня проходит выставка в Германии, там в основном представлена графика. А на осень у меня запланирована выставка во Франкфурте-на-Майне в музее Икон. В принципе, много интересных предложений.
Artifex: Вы сами занимаетесь организацией выставок?
С организационными моментами мне помогают родные и друзья. Дочери пошли по моим стопам, они тоже художницы. У меня собственное издательство в Ташкенте, и дизайн моего альбома принадлежит младшей дочери.
А старшая занимается ландшафтным дизайном и интерьером. Иногда она также занимается живописью, но в основном увлечена более современным творчеством.
Artifex: Что заставляет вас улыбаться, когда грустно?
Внуки. Именно для этого мы и живём — для продолжения. Они каждый раз приносят что-нибудь интересное в жизнь. Ну, и дети, жена, близкие люди, да и друзья тоже. Кроме того, если человек по натуре оптимист, у него всё всегда получается. Когда грустно, нужно всегда улыбаться, и всё сло́жится.
Artifex: Петр Тимофеевич, спасибо вам за уделённое время и очень приятную беседу! Мы желаем вам творческих успехов и интересных выставок!