Конечно, можно делать селфи так, как вы делаете это обычно: взгромоздясь на унитаз, приблизив камеру к носу или прижавшись щекой к подружке-близнецу, надув губы «уточкой». А еще можно сделать фото перед зеркалом в тренажерном зале, напрягая до судорог мышцы мифического пресса.

Но, думаю, неплохо бы вам поучиться у одного 13-летнего мальчика. Потом он вырос и стал, пожалуй, самым лучшим мастером селфи. А было это 500 лет назад. Звали его Альбрехт Дюрер (Albrecht Dürer). И вот этот автопортрет он сделал в возрасте 13 лет, подписав: «Здесь я нарисовал себя в зеркале в 1494 году, когда был еще ребенком».

 
Albrecht Dürer (1484. Автопотрет в 13 лет)

Не знаю, почему ребенок выбрал эту технику. Ведь она очень сложная: серебряной иглой рисунок наносится на пропитанную особым составом бумагу, серебро вступает во взаимодействие с пропиткой, окисляется, и линии проявляются. Изображение получается нежное, утонченное. Для такой работы нужно невероятное терпение и особая чувствительность пальцев. Эта старинная техника была особенно распространена в Нидерландах, но, очевидно, и в Германии ею пользовались.

Думаю, это не единственный автопортрет, сделанный юным Альбрехтом, просто родители готовили его к другому поприщу (он должен был стать ювелиром, как отец) и вряд ли хранили его работы. Эта, как видите, чудом уцелела.

 
Albrecht Dürer (1491-92. Автопотрет в 20 лет)

Его нередко обвиняют в самолюбовании, ведь он оставил очень много автопортретов: как полноценных произведений, так набросков и фрагментов картин. В большей мере в запечатлении себя преуспел только Рембрандт, да и то его «селфи» сложно назвать нарциссическими. Отчасти такая страсть к «самофиксированию», наверное, была обусловлена повышенным интересом к себе: ведь он был красив, темпераментен и невероятно талантлив; отчего бы не любоваться собой?!

С другой стороны, любой, умеющий рисовать, понимает, что изображение живой натуры − самое интересное в профессии художника. Однако чтобы добиться успеха в этой области, для начала эту самую натуру нужно отловить и заставить неподвижно позировать. Ведь в Германии тогда не существовало «института натурщиков». А вдохновение нетерпеливо! В порыве творческого азарта художник бросается рисовать все, что попадается под руку. «Что тут у нас? Зеркало? Отлично! И кто это в нем? Сойдет!».

 
Albrecht Dürer (1493. Наброски. Подушка кисть руки и автопортрет в 22 года)

Интересно, что с ростом признания Альбрехта его автопортреты становятся все красивее и идеалистичнее. Видимо, это связано с тем, что попутно росла уверенность Дюрера в себе как в художнике, так и в привлекательном внешне мужчине. Успех и богатство притягательны для окружающих. Особенно, если их обладатель красив. Как тут не вскружиться буйной голове?! Наброски же молодого Альбрехта беспощадны. Он выглядит на них даже несколько комично.

 
Albrecht Dürer (1493. Автопортрет с остролистом или синеголовником полевым. 22 года)

Молоденький, с робким взглядом и едва пробивающейся бородкой.

 
С годами в живописи Дюрера появились новые приемы (как, например, итальянский пейзаж за окном), в его палитре − новые краски, частично заимствованные у представителей Венецианской школы, а в облике − новые черты, которые теперь очень веселили его друзей. Например, предметом насмешек стала его привычка долгое время приводить в порядок прическу и бороду − на картине видно, что отныне Дюрер тщательно их подкручивает, чего не было ранее.

 
Albrecht Dürer (1498. Автопортрет в 26 лет)

Наряд франтоватый, тщательно продуманный. Особенно бросаются в глаза тонкие щегольские перчатки. Как это изыскано, как артистично и как не «по-немецки»! Совсем неплохо для мальчика из многодетной семьи небогатого ювелира!

 
Один из самых знаменитых автопортретов был написан в 1500 году.

 
Albrecht Dürer (1500. Автопортрет в 28 лет)
Подпись справа: "Альбрехт Дюрер, нюрнбержец, написал сам себя красками когда прожил 28 лет".

Если ранее он писал себя вполуоборот к зрителю и со скошенными глазами (потому что, рисуя, смотрел в зеркало), то здесь лицо обращено прямо к нам. Критики придают портрету «многослойный» глубокий смысл. Ведь создавался он в год предполагаемого Апокалипсиса, и явно напрашивается мысль, что Дюрер нарисовал себя в образе Христа.

Так оно, скорее всего, и есть. Вот только взгляд его по-человечески беспокоен и мятежен. Художник не пытается изобразить Бога, наделив его своими чертами, он пишет именно СЕБЯ в облике Христа. Бросаются в глаза тонкие пальцы рук, здесь автор себе не льстил − о его удивительных пальцах, ловких и прекрасных, писали современники. Жест перекликается с благословляющим жестом руки Христа на картинах популярной тогда иконографии «Сальватор Мунди».

Вопреки возможному нынешнему представлению, ничего кощунственного или дерзновенного в этом автопортрете нет. За 70 лет до написания картины в Кельне вышел богословский трактат «О подражании Христу» (De Imitatione Christi). Скорее всего, работа Дюрера − что-то вроде иллюстрации идеи трактата, поэтому написана она в темных сдержанных тонах, а одежда на художнике довольно простая (во всяком случае, по сравнению с другими автопортретами). Правда, волосы подвить он все же не забыл, и они, очевидно, стали немного редеть.

 
Художник рисовал себя всю жизнь: добавлял новые детали, менял стиль, но тяга к «селфи» оставалась постоянной. На последнем рисунке Альбрехту 51 год, жить ему осталось 6 лет. Более поздних портретов не сохранилось. Возможно, они утеряны, а может, Дюрер просто не хотел рисовать себя старым и больным.

 
Albrecht Dürer (1522 . Автопортрет как Муж скорбей)

Страдальческое выражение лица, наверное, далось ему без труда: заболев в 1521 году, он так и не оправился. Приступы болезни мучили его до самой смерти. Современники писали, что в последние месяцы жизни он совсем иссох.

 
Ну что, присмотрели какие-то идейки для будущих селфи? Любите их делать? И есть чем хвалиться, как Дюреру?