Мы видим их на билбордах, остановках, на стенах кинотеатров и прямоугольниках рекламы. И, всматриваясь, пытаемся разглядеть выражения знакомых лиц, чтобы понять, о чем будет речь. Это как резюме к полуторачасовым картинам, как визитка режиссёра. Мы говорим о постерах к фильмам.
Задумывались ли вы когда-нибудь, откуда берутся эти красочные коллажи? Кто их создает? Как их делают? Знаете ли вы, что у этого направления есть богатая история и признанные мастера жанра? Сегодня мы расскажем о легендарном художнике-фантасте Дрю Струзане (Drew Struzan). Засмотренные всеми до дыр плакаты к «Звёздным войнам», «Гарри Поттеру», «Назад в будущее», «Индиане Джонсу», «Нечто» - творение именно его кистей и карандашей. Режиссёр Джордж Лукас считает, что это «единственный из послевоенных художников, достойный коллекционирования».
Известный иллюстратор родился в 1947-м году в бедной семье, у его родителей не было денег даже на бумагу. Но страсть к искусству так захватила маленького Дрю, что он рисовал везде и повсюду, даже на туалетной бумаге. Когда мальчику было пять лет, в его дом приехали люди из Стемфордского университета – посмотреть на рисунки гениального ребёнка. Позже художник обнаружит в галерее университета одну из своих первых работ, с гордым детским автографом «Дрю». Когда Дрю Струзану исполнилось восемнадцать, он поступил в художественный колледж, чтобы учиться на иллюстратора. Почему на иллюстратора, а не на художника? Потому что так было гораздо проще заработать деньги – сколько можно быть вечно голодным?
Дрю Струзан рисовал обложки для музыкальных альбомов и малобюджетных фильмов. А всемирную известность ему принёс постер к «Звёздным войнам». Его друг, художник Чарльз Уайт, получил заказ от Джорджа Лукаса на изготовление плаката к фильму. Так получилось, что Уайт не справился с работой и обратился за помощью к Дрю. Вместе они разработали уникальный дизайн: афиша, прозванная в простонародье цирковой, смотрелась как порванный плакат, приклеенный на фанерное ограждение стройки. После успеха «Звёздных войн» к Дрю пришёл и его собственный успех: в 80-е годы он нарисовал огромное количество постеров к легендарным фильмам. Его визитной карточкой стало создание картин путем распыления краски из аэрографа.
В наш век фотошопа и компьютерных технологий Дрю Струзан по-прежнему рисует вручную. На компьютере он делает только наброски «для себя»: посмотреть, как картина будет выглядеть в целом. Художник использует неповторимую смешанную технику: масляные краски, акрил, цветные карандаши – и всё это на одном плакате. Гуашь, акварель, эмаль и аэрограф тоже остаются в числе его фаворитов. В одном из интервью Дрю сказал:
«Знаете, я люблю фактуру краски, сделанной из настоящей земли, этот запах масла, деревьев, холст, бумагу. Мне приятно смотреть, как краска растушевывается широкой кистью, как вымазаны углем руки, как краска капает, течет, как она меняется при добавлении воды, весь этот запах материалов. Я люблю смотреть на работы, держать их, касаться, чувствовать запах, создавать реальные вещи».
В юности художник работал по восемнадцать часов в сутки, сейчас – по восемь-девять. Все свои шедевры он создает в студии на заднем дворе дома. В одной руке Дрю держит кисть, а в другой – телефон, ведь он завёл себе правило отвечать на все звонки лично. Дрю Струзан рисует всегда, даже когда нет заказов. Почему? Потому что творчество позволяет ему чувствовать себя нужным. В 2002-м году художник получил специальный приз «За достижения в карьере» от Академии научной фантастики, фэнтези и фильмов ужаса. Его работы изучают в художественных университетах, а сам он – признанный мастер иллюстрации.
Американский режиссёр Фрэнк Дарабонт однажды сказал о Дрю Струзане:
«Созданные им картины становятся частью иконографии и истории фильма, не менее важной частью, чем сам фильм, иногда даже важнее. Он творит картину, которая восхваляет фильм, а не просто пытается его продать. Серьёзно, для любого киношника, который ценит искусство постера, факт того, что Дрю делает постер — это как награда».