Девятого июля исполняется 578 лет со дня смерти знаменитого фламандского художника Яна Ван Эйка.
«Портрет четы Арнольфини» — это поистине шедевр живописца, а также одна из самых таинственных картин за всю историю искусства.
Традиционно считается, что это портрет купца Джованни Арнольфини и его будущей супруги Джованны Ченами из Брюгге, богатого города—порта пяти морей и центра торговой империи Фландрии. Впервые в истории живописи мужчина и женщина изображены не как заказчики работы, а в камерной обстановке своего жилища. Таким же новшеством была идея написать супругов, соединивших руки, а не изображать их порознь или отдельно друг от друга.
Какие загадки скрывает этот незамысловатый на первый взгляд групповой портрет? Прежде чем перейти к символике, давайте рассмотрим интерьер и одежду.
Говоря об одежде героев, отмечу, что одеяние человека XV века выполняло одну важную функцию — продемонстрировать статус и материальное положение. Так как наш герой — купец из богатого торгового города, одежда доказывает его положение и состоятельность.
Джованни Арнольфини одет строго, но изысканно и по последней моде того времени. Мех был роскошью, разрешенной по традиции только высшим слоям общества. Коричневая бархатная мантия Джованни подбита мехом куницы (второй по дороговизне после горностая). Также мы видим импортную соломенную итальянскую шляпу.
Жена Джованни одета дорого, но консервативно. Ее зеленое, подбитое беличьим мехом, платье (зеленый — цвет любви) — самый узнаваемый предмет в истории искусства. Платье смоделировано с высокой талией и рукавами — фестончиками. Существует мнение, что на платье героини ушло 35 метров ткани (длинный подол и то, что героиня держит много материи у живота — доказательства такого объема). Вы, вероятно, подумали, что женщина беременна? Отнюдь. Рельеф на платье — модный женский каприз XV века. Супруга купца также имеет головной убор, подчеркивающий статус. За героями — у тумбы — мы видим ее красные сандалии.
Ван Эйк также позаботился о том, чтобы использовать роскошные красивые детали (золотые и серебряные манжеты на запястьях, обширные детали по краю женской вуали) — снова отсылка к статусу и богатству.
Среди многих версий о сюжете данной картины я придерживаюсь той, которая говорит о помолвке Джованни с невестой. По традиции того времени жених и невеста, прежде чем они были соединены священником, должны были обменяться обещаниями брака, объединив свои руки. Церемония имела юридическое значение и должна была проходить в присутствии двух свидетелей.
Эту версию доказывает зеркало на задней стене, окруженное красивыми миниатюрными сценами Страстей Христовых, и два человека, отраженные в нем. Помещение зеркала внутри картины — прием, хорошо известный художникам разных периодов. Обычно его использовали для того, чтобы расширить пространство полотна или показать то, что иначе увидеть было бы невозможно. Именно так поступил ван Эйк, который продемонстрировал свое присутствие подписью над зеркалом «Ван Эйк был здесь». Живописец подписывает свою работу не как автор, а как свидетель подписывает документ.
Дополнительным признаком заключения брака является поднятая рука — аллегория клятвы жениться на этой женщине. Именно в этом и заключен смысл сцены: двойной портрет супругов представляет собой брачную церемонию при двух свидетелях и незримом присутствии Бога. Таким образом, картину можно считать эквивалентом заключения брака.
Признаюсь, Ян Ван Эйк является моим фаворитом среди мастеров символов после Яна Вермеера. И неспроста. Каждый сантиметр этого портрета художник наполнил символикой.
Если придерживаться версии о предстоящем заключении брака, то, вполне возможно, интерпретировать собаку на переднем плане как символ супружеской верности и преданности. Кстати, собака принадлежит к очень дорогой породе — предок брюссельского гриффона. Собака является классическим художественным мотивом, который особенно использовала мадам Помпадур в XVIII веке: некоторые из ее портретов в качестве главной фаворитки Людовика XV имеют маленькую черную собаку.
Символично и положение героев: Джованни стоит со стороны открытого окна (это занятие торговлей, выход во внешний мир, он активный участник будущей пары), даже его обувь повернута к свету. Джованна расположена со стороны кровати как хранительница очага (домашние дела и хозяйство). И ее обувь находится там, где она может молиться в тиши своих покоев.
Шестирукая люстра с одной горящей свечой является атрибутом пламени любви. Это еще и аллюзия на постоянного присутствия Христа. Апельсины на подоконнике символизируют изобилие пары.
Деревянные туфли - отсылка к библейскому отрывку, в котором Бог приказал Моисею снять сандалии, чтобы не наступать на святую землю. («И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» («Исход», 3:5)). Это символ святости предстоящего брака.
Место действия картины — комната супругов, убранство которой типично для купеческого дома XV века. Каждая деталь обладает и формальной функцией, и символическим смыслом. В интерьере маркером обеспеченности четы являются большая кровать, сундук (классический подарок жениха невесте), занавески и восточный ковер. Ковер у кровати женщины является атрибутом благочестия жены и представляет собой отсылку к Деве Марии).
Цвета предметов одежды и интерьера также имеют большое значение: красный, черный, зеленый и особенно синий были невероятно дорогими красителями, поэтому опять-таки доказывают обеспеченность этой пары.
Ван Эйк писал картину, используя технику масляной краски (одним из первых в то время), что позволило художнику достичь необычайных световых эффектов. Мастерство этой техники особенно хорошо видно в том, как художник прописывает четки слева от зеркала: Ян ван Эйк так реалистично воспроизвел эффект прозрачного стекла на них, что мы видим даже нанизанную черную нить.
Четки являются аллегорией благочестия и традиционным подарком новобрачным. Справа от зеркала — щетка — атрибут трудолюбия и смирения будущей супруги, а рядом с ней фигурка св. Маргариты, покровительницы будущих рожениц.
Символизм в этой работе можно изучать бесконечно! На мой взгляд, в этом и состоит очарование картины — художник оставил загадку, каждый зритель может воспроизводить свой сюжет и искать свои собственные ответы. Виртуозная техника ван Эйка, тонкая моделировка образов и тщательная проработка деталей сделали его одним из самых известных художников эпохи Возрождения в Европе и «Портрет четы Арнольфини» — прямое тому доказательство.