«…если сообщение, которое он старается передать через изображение, понимает меньше 85%, то он плохо сделал свою работу»
Эмоции этих иллюстраций не останутся непонятыми. Сергей Зиновкин пропитал ими каждый штрих.
А тонкости рабочего процесса и дизайнерский подход к оформлению постов в Instagram раскрывают многогранность автора. И, как метко изрек Лион Фейхтвангер, «Человек талантливый талантлив во всем».
Artifex: По твоим рисункам видно ревностное отношение к делу. С чего началось твое творческое становление?
Моя история такая же, как у большинства рисующих людей. В детстве холстами для моих рисунков становились обои и предметы мебели. Добавьте к этому любознательность – и вот вам рецепт закваски творческого человека. Думаю, этот путь проходят многие художники. Хотя, пожалуй, были все же у этой истории особенности: как-то раз я захотел узнать, какого цвета мои волосы. Зеркала под рукой не было, но были ножницы… Родители пришли в ужас от того, что я натворил со своей прической. Зато я правильно изобразил себя на свеженьком рисунке.
А вообще, все оказалось намного тривиальнее. Создавая аккаунт в Instagram, отклика на свое творчество я не ждал. Но какова ирония – именно этот день я считаю началом моего творческого становления.
Artifex: Самопродвижение и правда эффективно. Особенно через соцсеть с такими инструментами. Интересно узнать, есть ли в твоей семье художники, иллюстраторы или же просто творческие личности, связавшие свои способности с работой?
Нет. Родители – инженеры, дедушки, бабушки – электрики и агрономы. Но папа с мамой остро ощущали необходимость культурного развития в семье и еще в яслях начали прививать нам с братом интерес к искусству. Брат выбрал музыку, а я за любовь к рисованию на стенах угодил в художественную школу.
Artifex: Какую ты видишь разницу между художником и иллюстратором?
Художник (в современном понимании) – это кто угодно, только не парень с кистями и холстом. Главным своим произведением он считает себя, эдакий загадочный образ. А то, что он создает, понять способны лишь те, кто «в теме». Никаких явных критериев оценки нет.
С иллюстратором все проще: если сообщение, которое он старается передать через изображение, понимает меньше 85%, то он плохо сделал свою работу.
Artifex: Знаю, что у тебя есть «черный» блокнот. Как пришла в голову идея его завести?
«Черный блокнот» – это источник нескончаемого развития навыка. Иногда я преподаю и бываю озабочен отсутствием видимых улучшений у учеников.
Оказалось, повлиять на навыки рисования вообще не в моих силах. Я могу дать знания и техники, но не более. Сам навык завоевывается трудом и практикой. В этом случае блокнот становится решением возникнувшего стопора. Кроме регулярной практики, появляется возможность сравнить первый рисунок с последним. Вот он, момент откровения! Прогресс налицо, и это лучший мотиватор.
Artifex: Много ли «черных» блокнотов уже изрисованы до корок?
52 сантиметра в толщину.
Artifex: Это на 19 сантиметров больше диагонали моего ноутбука! Впечатляющее стремление. Каким инструментам для рисования ты отдаешь предпочтение?
Шариковой ручке и блокноту.
Artifex: Скетчинг сейчас очень популярен. Достаточно посетить курсы – и ты уже художник. А ведь люди поступают в художественные школы и вузы, чтобы научиться рисовать. Что ты думаешь об этом?
Скетчинг неспроста пользуется популярностью. Он соответствует духу времени: в современном мире стерты расстояния. Так и люди, они уже не готовы тратить годы на создание художественных произведений. Это и не нужно, ведь художественная ценность, скажем, грамотно обработанного в фотошопе и распечатанного на холсте коллажа ничуть не меньше, чем у картины.
То же самое и в обучении. Получив диплом о высшем образовании, я тут же столкнулся с тем, что мои знания устарели. Разумеется, есть незыблемые дисциплины вроде истории искусств и философии. Однако они не имеют ценности на рынке труда. Я убежден, что став художником осознаешь необходимость твердых знаний, а не наоборот.
Artifex: Соглашусь с тобой. Фундаментальные знания необходимы в любом деле. Как считаешь, какими задатками должен обладать иллюстратор или художник и какие качества он должен в себе воспитать?
Привычку ежедневного рисования. Сделать так, чтобы день пропуска вызывал жуткий дискомфорт. Как забыть закрыл ли ты входную дверь или нет.
Artifex: По себе знаю, что такое творческий кризис и что периодически человек искусства с ним сталкивается. Как ты борешься с этим феноменом и откуда черпаешь вдохновение в этот период?
Самый простой вариант – заглянуть в старые скетчбуки. Там скрывается множество идей. Второй вариант – рисовать портреты. Это занятие как никакое другое расслабляет меня.
Artifex: Может быть, есть художественные жанры, в которых ты хотел бы себя попробовать?
Было бы круто нарисовать персонажа для мультфильма. Я не об анимации, только концепт. Я люблю сай-фай и давно грежу опробовать эту тему на практике.
Artifex: Какой из проектов, в которых ты принимал участие, показался тебе наиболее интересным?
Немного самолюбиво, но это мой Instagram.
Artifex: Не самолюбиво, а справедливо! Instagram у тебя впечатляющий, концептуальный и стильный. Приятно смотреть не только на работы, но и на оформление их фотографий. Есть ли у тебя сейчас собственные проекты?
Недавно я записал онлайн-курс по рисованию портрета. На данный момент он доступен лишь ограниченному числу людей, так как еще тестируется. Отклик положительный, так что в скором времени выпущу его в свет.
Artifex: Бывает ли такое, что заказ противоречит твоим принципам и мировосприятию?
Да, бывает, и тогда я за него не берусь, потому что ничего хорошего все рано не получится. И дело здесь не в работе, а в заказчике: извечная борьба. Так что большая часть моих проектов мной и инициирована. Лучший способ избежать указаний – взять дело в свои руки.
Artifex: И в завершении нашей увлекательной беседы задам вопрос, ставший уже традиционным для альманаха: что заставляет тебя улыбаться, когда грустно?
«Мистер Бин». ☺