«Я не произвожу изображения, у меня нет мастерской, я делаю выставки!»
© Бертран Лавье

Когда произносят его имя, то сразу вспоминаются его сумасшедшие и неординарные работы, которые обескураживают с первого взгляда. Как и все постмодернисты, он не ограничивается одной техникой или способом самовыражения, а идет куда дальше и расширяет границы понимания обыденных вещей. Сегодня мы познакомим вас с одним из самых значимых художников современного искусства Франции Бертраном Лавье (Bertrand Lavier, 1949).

Сгоревший автомобиль на постаменте и помятый мопед, подвешенный к потолку, бесформенные разноцветные скульптуры и диван в виде женских губ, стоящий на холодильнике - некоторым любителям искусства работы Бертрана Лавье могут показаться странными. Но это не так, потому что он – признанный гений, на счету у которого персональные выставки в Лондоне, Нью-Йорке, Мадриде и Париже. А заимствованные из обычной жизни бытовые предметы – это художественные средства известного художника.

 

Бертран Лавье с отличием окончил школу садово паркового искусства в Версале. Как представитель постмодернизма он считал идейным вдохновителем своего предшественника Марселя Дюшана, который подарил миру такие работы, как «Велосипедное колесо», «Сушилка для бутылок» и знаменитый «Фонтан». Лавье также создает свои композиции из обычных вещей: холодильник, пианино, скейтборд, офисное кресло – эти предметы всем хорошо знакомы. Но он не «цитирует» идеи Дюшана, а интерпретирует их и по-своему раскрывает концепцию ready made. Данная техника в изобразительном искусстве подразумевает, что автор представляет в качестве произведения уже существующий предмет, но немного видоизменяет его, что позволяет увидеть привычную вещь с неожиданной стороны, придает ей глубокий и нетрадиционный смысл.

Характерной чертой творчества французского художника является то, что он покрывает свои инсталляции толстым слоем краски или машинного масла, что иной раз граничит с вандализмом. Он пачкает предметы для того, чтобы заставить вещи жить новой жизнью, непохожей на предыдущую. Для автора это не декоративный прием, а концептуальный жест.

«Искать связь между предметами в моих инсталляциях — гиблое дело. Ее просто нет! – говорит Лавье. — Ведь искусство, как и поэзия, рождается из случайности».

Если внимательно посмотреть на некоторые произведения художника, то можно заметить, как тонка грань между объектом, как таковым и его изображением. Можно не только созерцать уже привычные всем вещи, но и по-новому ощутить их уже авторский замысел. Лавье часто называют «мастером веселого абсурда», и с этим можно согласиться, ведь он создает свои знаменитые инсталляции из невозможных, на первый взгляд, атрибутов. Они не имеют ничего общего, но для художника складываются в картину современного мира, где можно уловить повседневность и сочетающуюся с ней вечность, можно своими глазами увидеть, как бытовая вещь превращается в произведение искусства.

По мнению художника, настоящее искусство чаще всего рождается из случайности. Случайно родилось и название московского проекта «Aftermoon», который был привезен в нашу столицу в рамках года России – Франции в 2010 году. Лавье восхитила и вдохновила ошибка, которую сделал на открытии выставки иностранный гость, начавший речь со слов: «Дамы и Господа, желаю вам приятного «послелуния» (aftermoon, вместо afternoon – вторая полови дня). Именно эта незначительная оговорка открыла для французского творца новое, изменяющее мир пространство.

Неординарность и новизна, которую Бертран Лавье открывает в обычных вещах, позволяет зрителям запомнить его инсталляции и несколько раз переосмыслить замысел работы. Одно из самых ярких его произведений – это «La Bocca» (2006, знаменитый красный диван в виде женских губ, который был воссоздан по эскизам Сальвадора Дали. Художник изобразил рот актрисы Мэй Уэст, и не просто сделал его предметом мебели, но и поставил на холодильник. Так он совместил сюрреалистическую чувственность и современную бесчувственность.

 

Еще одной инсталляцией, которая привлекает всеобщее внимание, является «Dino» (1993 год). Она сразу бросается в глаза всем посетителям выставки, и это не удивительно, ведь Dino – это разбитая вдребезги и разваливающаяся по частям Ferrari фирменного красного цвета, одна из самых дорогих и быстрых машин, созданных во второй половине ХХ века. Она оказалась на свалке из-за неосторожности своего предыдущего владельца, и Бертран Лавье буквально вдохнул в нее новую жизнь. Машина стала символом разрушительной красоты. Французский художник всегда с трепетом относился к предметам материальной культуры, будь то старый холодильник, диван или рояль.

Особое внимание стоит обратить на один из самых значимых проектов Бертрана Лавье «Уолт Дисней Продакшнс» (Walt Disney Productions), который был создан под впечатлением от диснеевских комиксов, в которых Микки и Минни Маус посещают галерею современного искусства. Там они видят различные картины и скульптуры, имитирующие оригинальное художественное творчество. И по выражению их лиц становится понятно, что на этой территории они чувствую себя явно не в своей тарелке. Именно это высмеивание беспредметного искусства вдохновило Бертрана Лавье на то, чтобы воспроизвести диснеевский музей абстрактных форм.

 

Отсюда и яркие полотна с изогнутыми линиями, пятнами и кругами, которые возникли из фантазий карикатуриста, но, несомненно, были основаны на реальных произведениях. Интересно то, как автор смог совместить простоту композиции и живописную поверхность с техническими сложностями: каждая работа включает в себя множество различных материалов и методов, начиная от фотографий и заканчивая трафаретной печатью.

Каждый новый проект художника – это сложная и неоднозначная пространственно-временная постановка, где значительную роль играет не только авторский замысел, но и место, в котором происходит действие. Лавье не раз говорил, что не хочет, чтобы работа «пахла самим художником», ведь он рано или поздно уйдет, а его творение должно жить дальше.
 


Автор: Екатерина Деркач