Провокация — вот его «конёк». Современный британский художник Мартин Крид (Martin Creed) давно «дразнит» зрителей своими оригинальными и эксцентрическими творческими приемами.

«Мне кажется, что люди могут истолковывать мою работу так, как им нравится. Не думаю, что я должен им что-то специально объяснять», — говорит художник.

 

И, действительно, его искусство многогранно: не лишенное иронии, лаконичное, неизменно озадачивающее, оно заставляет размышлять о том, что именно представил автор вниманию аудитории на сей раз.

Родился мастер инсталляции в Англии в 1968 году, а вырос в Глазго, столице Шотландии. В период с 1986 по 1990 годы Крид посещал Школу искусств в Лондоне, где продолжает жить и творить по сей день.

Искусство этого легендарного британца минималистично и наполнено юмором. Хотя бы потому, что своим работам он дает не название, а номер. Правда, работы N 1 у него нет.

«Мне кажется, что «Работа N 1» - это довольно самонадеянное название», - заметил Мартин в одном из интервью.

Так что нумерация его творений начинается сразу с номера три.

Зачастую его создания не имеют никакой материальной ценности, но это не лишает их глубокого смысла. Напротив, произведения Мартина Крида узнаваемы и визуально впечатляющи. В этом можно убедиться, ознакомившись с его известной работой Work No.200, которая была представлена в экспозиции «В чем смысл?» в 1998 году.

 

 

Обычная большая комната, наполовину заполненная белыми воздушными шарами, и главной задачей посетителей было не заблудиться в этом необычном пространстве. И если некоторые люди все-таки испытали легкий приступ клаустрофобии, то у большинства эта идея вызвала положительные эмоции и имела огромный успех.

Числа и простейшие арифметические действия по сложению и вычитанию легли в основу творчества Крида. Используя самые разнообразные материалы, художник складывает их в определенные комбинации: что-то добавляет, что-то убирает — и добивается весьма эффектных результатов! Так, работа № 227 The Lights Going On and Off («Включение и выключение света», 2001), за которую он получил престижную премию Тёрнера, представляет собой пустое белое пространство, в котором неожиданно зажигается и гаснет свет. Антитеза «свет - темнота» является примером «бинарного кода» произведений Крида, с помощью которого он противопоставляет такие аспекты, как пустота и наполненность, отсутствие и наличие, тишина и звук, свет и темнота.

Творчество Мартина поражает своей прямотой и убедительностью. Самые простые материалы помогают ему добиваться потрясающих результатов, полностью трансформировать пространство и восприятие зрителей. В арсенале художественных средств креативного мастера чего только нет: деревянные балки, куски мятой бумаги, стулья и столы, гвозди, свет и звук, музыка и даже настоящие балерины и профессиональные бегуны. Поэтому удивляться жанровому разнообразию его творчества не приходится: здесь скульптуры и инсталляции, графика, музыка и балет.

Перформанс – один из главных художественных инструментов Крида, которым он пользуется с большой фантазией. Так, иногда в пустом коридоре над головами служительниц художественной галереи вдруг начинает звучать хмыканье, перерастающее в неудержимый смех. А в выставочном зале сам по себе включается и выключается свет. Вход в другой зал преграждает громоздкая скамейка под тентом, на которой, кстати, можно раскачиваться как на качелях. Но на ней никто не качается, да и сада не видно…

От таких придумок Мартина посетителям становится даже жутковато. Самое интересное, что подобными сногсшибательными эффектами может похвастаться далеко не всякий парк аттракционов. А Крид может!

Центральные темы в творчестве Крида — природа искусства и взаимоотношения между искусством и реальностью. Об этом свидетельствует одна из его работ Work No.232 (2000), установленная на фасаде галереи Tate Britain. Она представляет собой уравнение, написанное синим неоном: «весь мир + работа = весь мир».

 

 

2008 год был отмечен перформансом Work No. 850, во время которого ежедневно профессиональные спортсмены каждые 30 секунд пробегали через залы галереи Tate Britain. Уникальный «забег» длился четыре с половиной месяца.

«Бег - очень традиционное занятие. Спортсменов издавна ваяли скульпторы. Поэтому появление бегунов в галерее было по-своему логично. Они прекрасно соотносятся с классической скульптурой»,— объяснил Крид.

В том же году состоялась большая выставка работ художника в Ikon Gallery (Бирмингем), которая затем была показана в Японии, Сеуле и Перу. Успел Мартин Крид побывать и у нас в России. Это была его первая выставка, проходившая в Московском музее современного искусства в 2010 году. На ней были представлены избранные работы мастера за все годы его творчества.

Сегодня, пройдя путь многочисленных проб и экспериментов, Мартин Крид стоит в одном ряду с такими суперзвездами международной арт-сцены, как Дэмиен Хёрст, Рейчел Уайтред и Вольфганг Тиллманс. Но это не последняя вершина художника. Впереди у него еще множество неосуществленных замыслов, которые зрителям еще предстоит оценить по достоинству.
 


Автор: Елизавета Строева