Самым «творческим» местом в квартире, сердцем дома, пространством, в котором чувствуется характер, многие люди считают кухню. Риркрит Тираванни (Rirkrit Tiravanija, 1961), современный художник из Буэнос-Айреса, - не исключение. Его работы – это разнообразные площадки, где он предлагает зрителям проживать бытовые сцены. Интегрировать в музейное пространство фрагменты реальной жизни – главная задача художника.

Превратить в кухню выставочное пространство – воплощение такой идеи в музеях встречается нечасто. Но «счастливый тайский парень, который готовит», смог ее реализовать, она стала узнаваемым брендом и понравилась множеству людей во всем мире.

 

Все началось с перформанса, во время которого Риркрит Тираванни «избавил» офис Галереи 303 в Сохо от привычного интерьера и заменил столы, компьютеры и факсы предметами кухонной утвари. Привлечь внимание к искусству взаимоотношений художник решил через кулинарию. Как показала практика, плита, холодильник, табуретки и столы вдохновляют ничуть не хуже неординарных экспозиций. «Искусство ─ это то, что вы едите», - провозгласил художник и начал готовить тайский карри, угощая всех посетителей ароматным блюдом. Он уверен, что совместная трапеза создает связь, настраивает на дружбу.

Накормив всех желающих, Риркрит Тираванни решился на новый эксперимент. Следующей его работой стала постройка копии своей квартиры в натуральную величину. Она была возведена в художественной галерее Gavin Brown в Нью-Йорке. Эта инсталляция была доступна 24 часа в сутки и включала в себя кухню, ванную и спальню. Этот эксперимент пришелся по вкусу посетителям. Многие решили не ограничиваться несколькими часами взаимодействия с прекрасным и превратили инсталляцию в место временного проживания.

Позже, в Ливерпуле, гостеприимный Риркрит Тириванни еще раз воссоздал копию своей квартиры в Нью-Йорке. Но на этот раз апартаменты стали просторнее: к кухне, спальне и ванной комнате художник добавил гостиную и прилегающую территорию. А для того чтобы посетили глубже прониклись атмосферой дома, их приглашали поболтать за чашкой чая.

 

 

Поделиться своим искусством с Москвой Риркриту помогли… пельмени. Инсталляция, организованная в музее «Гараж», включала в себя возможность поиграть в пинг-понг, напечатать на футболке изречения художника и плотно перекусить.

Выбор блюда был обусловлен его простотой. Художник создал пространство, максимально приближенное к повседневным реалиям. Подобрать еду, которая впишется в будничное меню, не будет выглядеть инородно в обычном вторнике или четверге россиянина – главная задумка, которой руководствовался Тириванни. Кроме того, сам он говорит, что относится к этому элементу в его работе, как к простому перерыву на обед, к возможности людям подкрепиться для того, чтобы дальше с новыми силами продолжить день в контексте его инсталляции. Художник считает, что, покупая билет в музей, человек должен получать не только эстетическое удовлетворение, но и что-то более ощутимое и осязаемое. В своих работах он реализовывает эту функцию через еду.

 

 

Пинг-понг был предложен потому что эта непритязательная игра снимает напряжение. А фразы на приобретенных футболках позволяют человеку задуматься о том, что раньше проходило мимо него, и поделиться такой возможностью с окружающими, которые эту надпись прочтут.

Все инсталляций Риркритта Тириванни предельно просты, но на самом деле трактовка того или иного предмета зависит исключительно от посетителя, так как автор не хочет навязывать надуманную сложность предметам и дает пространство для вариантов восприятия его работ. Художник подчеркивает, что его проекты созданы для каждого, их не нужно пытаться понять правильно, потому что любая трактовка – верна. Искусство, по мнению Тириванни, определяется наличием зрителя. Объяснять и доказывать, почему конкретная вещь является частью искусства – бессмысленно. Привлечение внимания к предмету большого количества людей говорит гораздо красноречивее любых аргументов.

Смысл инсталляций Тириванни сводится к тому, что каждый человек – художник. Автор не против того, чтобы его работы имели разные интерпретации. Он видит ценность предметов в разнообразии взглядов на них. Путь к пониманию искусства у каждого свой, и Рикритт не наделяет свои послания каким-то особым смыслом. Он просто приобщает людей к «эстетике отношений» через свои площадки, стирая грань между жизнью и искусством.