Если вбить имя этого художника в любой поисковой системе, то в первую очередь «вылезает» книга, которую он написал. Или нарисовал? Нет, всё же написал. Китайский артист Сюй Бин (徐冰) придумал собственный язык, аналогов которому нет в мире, но его сможет прочитать любой житель планеты.

А затем написал на этом языке целую книгу под названием «От и до». В ней нет ни единого слова. Но на этом его достижения в сфере искусства не исчерпываются. Бин знаменит своими масштабными шокирующими инсталляциями и в народе считается одним из тех самых «чокнутых» китайских художников.

 

Сюй Бин родился в то же время, как и Юэ Миньцзюнь, Хуан Юнпин, Фан Лицзюнь и другие именитые китайские художники. Он точно так же застал Культурную революцию и стал одним из авангардистов-экспериментаторов. Но обо всем по порядку. Страсть Бина к буквам логически объяснима: с самого детства мальчика окружали книги, его мама работала в библиотеке Пекинского университета. В школе будущий художник изучал традиционные иероглифы, которые из-за новых культурных взглядов в стране вскоре отменили и ввели упрощенную систему, а затем сделали то же самое ещё раз. Да и книги вскоре попали под запрет. Представляете, какая каша творилась в голове у школьников того времени?

В 1977-м году Сюй Бин поступил в Центральную академию на отделение графики, получив место с помощью небольшой хитрости: ради поступления он на два года уехал писать картины и рисовать агитационные плакаты в сельскую местность. Социалистическое искусство еще какое-то время занимало обработанный пропагандой мозг юного художника, но затем в нём наступил переворот. Однажды Сюй попал на выставку корейского искусства, на которой увидел радикальное лицо соцреализма. В тот же момент ему захотелось делать что-то принципиально другое.

Как Хуан Юнпин в 1989-м году предпочел Китаю Францию, так и Сюй Бин в 1990-м выбрал для творчества Америку, в которой прожил в итоге 18 лет. Первый опыт общения с символами у Бина случился при подготовке выставки «Книги с небес» (A Book from the Sky). Для нее он придумал 4000 новых иероглифов, которых нет ни в одном языке мира. В его эксперименте была интересная логическая цепочка: китайские иероглифы отражают мышление китайцев, а изменив письменность, можно изменить мышление. На эту мудрую мысль художника натолкнул великий Мао – ведь он, по сути, сделал то же самое, провернув свою языковую реформу.

 

 

Затем Бин стал искать универсальный язык для всего человечества, тот самый, который был до строительства Вавилонской башни. Он посвятил этому девять лет (с 2003-го по 2012-й годы) в рамках своего проекта «Книга с Земли». На первый взгляд кажется, что автор просто «ограбил» «аську», фейсбук и ватсап на смайлики.

Ведь вся книга состоит как раз из символов, так эффективно применяемых в современных мессенджерах. Но ведь люди во всем мире применяют одни и те же смайлы и прекрасно понимают друг друга! Чем не универсальный язык? Кроме того на основе этого проекта была создана программа-переводчик с обычных языков на «всеобщий». Кажется, «Книга с Земли» и была отправной точкой для создания другой книги – «От и до».

 

 

О чем эта книга 2015го года? Есть ли в ней какая-то логическая цепочка и художественная ценность, или же это просто набор смайликов и новых символов? Этого нельзя узнать, посмотрев лишь на обложку. На ней нет традиционной аннотации и разъяснений, это было авторским требованием. Бегло прочитать несколько страниц в магазине тоже вряд ли получится, букв-то в книге нет. И, тем не менее, под белой обложкой и на всеобщем языке скрывается история офисного клерка, а точнее - один день из его жизни. Интересно, что прочитать книгу каждый сможет по-своему, разнообразив содержание собственными догадками и собственными расшифровками смайлов. Кажется, это действительно книга XXI века.

 

Было бы несправедливо показать эту неординарную личность лишь с одного – книжного – бока. На самом деле Сюй Бин осуществил еще множество интересных проектов. Например, он «слепил» из половины миллиона целых сигарет огромный ковёр, изображающий шкуру тигра.

И соорудил из всяческого строительного мусора двух огромных Фениксов, символизирующих экономические проблемы Китая. Где связь? Она неочевидна, но есть.

 

Смысл скульптуры в том, что при терпении и труде возможно чудо. Каски и балки, оставленные строителями на всевозможных объектах, мусор, который Бин кропотливо собирал целых два года, удивительно перевоплотились в сказочного Феникса. Он словно возродился из пепла, как ему и полагается. Общий вес произведения составляет 12 тонн. Длина каждой птицы – около трёх метров. Эти «тяжеловесы» в 2013-м году парили под потолком Массачусетского музея современного искусства (MASS MoCA).

Интересное мышление у китайско-американского художника Сюй Бина, не так ли? Кажется, именно такие люди творят историю, привносят в мир нечто новое и прекрасное, заставляют задуматься о вечном. Хотя мистера Бина и называют чокнутым художником, но он всё же достоин звания философа современного мира…