Американский художник Тони Оурслер (Tony Oursler) известен своими работами в жанре инсталляции и мультимедиа. Объекты его творчества «разговаривают» со зрителями десятками иллюзорных лиц. Огромные глаза, смотрящие в разные стороны, подвижные рты, отсутствие носов, ножи в черепе ─ да, за всем этим безумием стоит он, Тони Оурслер.

 

Одной из самых известных работ мастера считается «Карикатура» - огромная улыбка с большими глазами. Изображение лиц увлекало художника на протяжении многих лет. Его интересовало, что именно может стать лицом? И оказывается, что очень многое: узоры, сочетания линий, схемы точек и расстояния между ними.

Действительно, стоит только присмотреться, как сразу видишь образы там, где меньше всего ожидаешь. Эти изображения привлекают внимание и завораживают, они сюрреалистичны и загадочны, так как в них нет привычных пропорций. Кажется, что работы Тони Оурслера переносят зрителей в королевство кривых зеркал.

 

 

Интересно, что в своей художественной практике художник часто проецирует изображения на различные предметы, список которых довольно разнообразен. Тряпичные куклы, здания, мячи, клубы дыма, кроны деревьев - что только не служило «фоном» для лиц, которые изображает мастер!

Кстати, некоторые части ликов, например, носы, могут вообще отсутствовать в изображении, в то время как другим чертам лица художник уделяет повышенное внимание. Глаза - именно на них в своих работах Оурслер делает акцент. Он снимает их с очень близкого расстояния и делится своими наблюдениями. Оказывается, если смотреть на снимок, где нет ничего, кроме крупного плана глаз, невозможно понять, какие чувства и эмоции переживал в данный момент их владелец: смеялся ли он во время съемки, грустил или гримасничал – глаза «сохранят» эту тайну. Необычное открытие опровергло выражение «глаза ─ это зеркало души». Мастер наглядно показал, что вырванная из контекста часть, какой бы выразительной она ни была, не сможет рассказать полноценную историю.

Но снимать глаза Тони Оурслер не перестает. Например, созданную в 1995 году работу Eyes художник постоянно обновляет. Дело в том, что всесильное время многое меняет, в том числе и взгляд человека.

 

 

Одной из главных причин изменений, по мнению художника, являются постоянно развивающиеся медиа. И если сначала в «глазах» Оурслера отражались телевизионные программы и видеоигры, то сейчас ─ интернет–серфинг. Развитие технологий помогает людям стать ближе или же отдаляет их друг от друга? Этот вопрос застыл в десятках вариантов глаз художника. Хотя сам он считает, что человечество оказалось среди огромного количества технологий и уже не знает, что с ними делать.

Исследования связей между развитием медиа и расщеплением личности - не единственное, что интересует Оурслера. Помочь увидеть другую перспективу ─ одна из его основных задач. Например, в работе Iced соединились несовместимые на первый взгляд вещи. По замыслу Тони Оурслера, слияние материалов позволяет создать необычные образы. Так, в этом конкретном произведении произошла персонификация погоды, образ «снежной королевы» соединился с образом «нарцисса».

 

 

Другой темой, интересующей художника, является насилие в индустрии развлечений. Работа «Кульминация» представляет собой огненный шар, который изъят из контекста большинства американских боевиков. Он наделен способностью говорить, и выступает в роли единственного героя инсталляции.

Необычное видение привычных вещей, свойственное Тони Оурслеру, в мире искусства ценят достаточно высоко, ему доверяют, с ним хотят сотрудничать. Дэвид Боуи, Sonc Youth, Beck, Ким Гордон, Стивен Вителло – в их музыкальной карьере художник принял участие как клипмейкер, раскрыв еще одну грань своего таланта.

Несмотря на то, что многие работы Тони Оурслера выглядят как «гости из будущего», сам автор признается, что для него интересно происходящее в данный момент, а не то, что случится когда-то потом. Ведь дополнительная реальность ─ совсем не про будущее, она – «про сейчас». Общество достаточно прогрессивно, и вполне вероятно, что прямо в этот момент какой-то богатый парень сидит у себя дома и пробует вырастить создание с тремя головами или другими «нетрадиционными» частями тела. Такие рассуждения движут автором при создании новых работ.

Тема виртуальной реальности ─ то, с чем работает художник на данном этапе. Создав несколько фильмов, среди которых есть картина «Неопределимое», он вдохновился возможностями современной техники и решил двигаться в направлении ВР. Особенную роль здесь играют очки, благодаря которым человек полностью погружается в процесс, проживает ситуации, может еще лучше ощутить задумку автора.

Но работать с технологиями виртуальной реальности Тони Оурслер планирует крайне осторожно, поскольку они, по словам художника, «вмешиваются в анатомию мозга». Это вмешательство не грозит серьезными последствиями, но от огромного количества движущихся объектов человек может испытать дискомфорт, почувствовать головную боль или тошноту.

Несмотря на перечисленные недостатки, Тони Оурслер уверен, что именно за этим направлением ─ будущее. Поскольку возможности виртуальной реальности только начинают изучаться, для художников нового поколения есть материал, с которым можно экспериментировать. Перспективная новинка способна по-настоящему удивить зрителя, как удивляли первые инсталляции Тони Оурслер, который когда-то начал работать в неизвестном на тот момент жанре.