Жили-были в Москве три друга: Саша, Петя и Ваня. С Ваней попрощаемся сразу – он, закинувшись кислотой, голый, в чём мать родила, перемахнет через балкон последнего этажа. Ночной полёт закончится предсказуемым летальным исходом. С этой скоропостижной и нелепой смерти молодого торчка и начинается фильм Александра Горчилина «Кислота».


Похоронив товарища, остались Саша и Петя дружить вдвоём. Саша живёт у бабушки в многокомнатной квартире на Тверской в центре Москвы. Исходя из цен на столичную недвижимость, можно сделать вывод, что Саша вполне материально обеспечен. Друг Петя тоже с ним живёт, потому что жить со своей мамой в хрущёвке не хочет. Петя ушёл из дома из-за сложной семейной обстановки, которую, судя по его поведению, сам и создал. Петя выглядит брутально – наверное, сказывается пролетарское, в отличие от Саши, происхождение. Саша же, выглядит гадко-подростково: у него писклявый голос и, как он считает, слабый характер. Именно Саша и является главным героем картины, потому что друг его Петя на некоторое время выбывает – на депресах, после очередной нарко-вечеринки, которая закончилась свальным грехом, он глотает уже реальной, серной кислоты и попадает в больницу с ожогами рта и пищевода.


Саша остаётся с миром один на один и чувствует себя в нём неуютно. Никто не интересуется ни им, ни его музыкой. А ведь Саша пишет треки! Но никто героя не понимает. Ни его девушка, ни его бабушка, ни его знакомые, никто. Возвращается из Камбоджи мама – она вегетарианка и увлекается буддизмом – её саму понять невозможно. Ходит Саша по миру угрюм-башкой, друга Петю из полиции вызволяет – тот из больницы сразу в ОВД с заявлением, что это он Ваню убил.

В названии моей рецензии помимо детей и кислоты заявлены и отцы, но в самой картине отцов как раз и не хватает, Саша и Петя выросли без них. Кто Сашин отец – неизвестно. Петин папа ненадолго появляется в фильме, но он выстраивает отношения с людьми и сыном, исходя из сугубо меркантильных и денежных отношений.

Безотцовщина – это, наверное, и есть основная причина неустроенности главных персонажей. Нет мужского авторитета, за которым можно следовать или кого, наоборот, нужно ниспровергнуть. Матери персонажей вынужденно замещают отцов в конфликте поколений. Под конец, правда, появляется ещё отчим Карины – Саша дефлорировал малолетнюю сестру своей девушки – видите, как всё непросто?! Как сплелись события вокруг Саши в путанный клубок, как сложно герою жить!


«Кислота» – дебют, неплохой дебют. Ленту можно назвать цельным кино, и можно режиссёра Александра Горчилина с этим поздравить. Хорошая игра молодых актёров, отличный монтаж, замечательная постановка кадра и отдельных сцен – всё связно, не фальшиво. Тема, правда, поднадоела. Все мы знаем о том, как сложно жить молодым в этом беспощадном и несправедливом мире. Автор хочет поразить зрителя откровенностью, шокировать кощунством – чуть даже младенца не топит в растворе с кислотой. Но, честно говоря, на этот аспидный нигилизм хочется ответить здоровым цинизмом. Надоели манифесты бесконечных «потерянных поколений». И вот, что я хочу сказать.

Главным героям около двадцати – это самый идиотский возраст. Ты только покинул семью, в голове каша из чужих мировоззрений, своих комплексов, ложных представлений и выводов. Ты ещё только начал жить самостоятельно, но уже претензий у тебя к жизни на миллион или даже на два. Да ещё гормоны очень сильно по мозгам бьют – ужасно и немедленно хочется вступить с противоположным полом в половой контакт. Ты ещё ничего не построил, но хочешь уже всё разрушить, и начинаешь, как Ваня и Петя, с разрушения себя. Понятное дело, мир – дерьмо, никто тут тебя не любит, не понимает, не уважает. Но и сам ты достаточно внятно сформулировать не можешь, а за что, собственно, тебя уважать.


На основе личного жизненного опыта (меня падающими с высоких этажей наркоманами не удивишь) хочется дать совет главному герою Саше и ребятам, пребывающем в таком сумбурном возрасте. Саша, не пытайся ты спасти своего друга Петю, пусть он думает своей головой. Спасение утопающего, который хочет тонуть, – пустая трата сил и времени. Знай, что в этом мире тебе никто ничего не должен, ты никому не нужен и ты никому не интересен. Но ты ещё ничего не попытался сделать, чтобы предъявлять какие-либо претензии. Начни с себя, начни себя утверждать. Посади дерево, дом построй, найди себя в этом равнодушном к тебе мире. Но если ты хочешь закинуться кислотой и прыгнуть вниз с балкона, как твой забавный дружок – прыгай. Правда, так ты никогда не узнаешь, что жизнь прекрасная и удивительная штука.