Мы совершенно отвыкли от красивых длинных названий! Поэтому считаю удачной находкой Александра Ханта так назвать свой новый фильм. Действительно, Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов интригует и звучит вызывающе. В длинном названии есть своё очарование. Вот назовёшь, допустим, книгу «Горящее дерево на другом берегу очень тихой реки», и всё – полкниги написано. Это, например, понимал Даниэль Дефо, ведь его знаменитый роман «Робинзон Крузо», не назывался «Робинзон Крузо», а назвался… – гляньте в Википедию или на книжную полку.

Я же перед просмотром фильма терпеливо узнавал из рекламного нон-стопа трейлеров, что нам ещё готовит зарубежный и российский кинематограф. Ужас, ужас, ужас! На экраны скоро выйдет фильм, где две нимфетки убивают людей и отрезают им головы, чтобы раскрутить свой видеоканал. Заявлено, что это будет комедия. Мизулина, вздрогни, проснись и открой глаза!

Наконец, на экране появился двуглавый орел, цепко сжимающий в когтях лиру и обнадёживающая надпись «При финансовой поддержке министерства культуры РФ». Фильм начался.



Сюжет фильма - древний. После разгула бандитских 90-х с зоны домой возвращается полностью парализованный вор в законе Лёха Штырь. Его сын, молодой хамоватый повеса Витька Чеснок, поначалу его не признаёт, но потом, пройдя с ним череду испытаний, наконец, обретает своего отца.

– Постойте, постойте! – воскликните вы, – всё вы врёте, батенька! Какой же это «древний» сюжет? 90-е только недавно закончились!

Хорошо, замечание справедливое. Давайте тогда так. После десятилетней Троянской резни, грабежей, убийств и долгих странствий, к себе домой на Итаку возвращается хитроумный Одиссей. Его сын, Телемах, которого он не видел 20 лет, сначала не узнаёт его, так как Одиссей предстаёт пред ним в образе немощного старика. Но потом они вместе, применяя где нужно оружие, решают все возникшие проблемы. Вот так, если перевести сюжет Гомера на современный язык, понятней?

Более того, сюжет поиска Отца переживаем в своей жизни и все мы. Архетип Отца, заложен в нас с рождения, и, взрослея, мы нередко разочаровываемся в отцах физических и подсознательно ищем Отца истинного.

Ещё с Гомером «Лёху Штыря и Витьку Чеснока» связывает и лейтмотив путешествия, одиссеи, который, как вы понимаете, тоже не нов. По дороге в дом инвалидов их ждут опасные и забавные приключения.

 

 

Задумка и сценарий хороши, но, справедливости ради, нужно отметить слабые моменты фильма. Во-первых, игра актёров моментами напоминает студенческий капустник. Они или не доигрывают, или переигрывают, превращая своих героев в персонажей комиксов, в человека-функцию. Если бы такова была в целом концепция фильма, то это неплохо, но ведь местами фильм явно претендует на психологичность. Вроде, удачно подобран актёр (Виктор Ткачук) для типажа Витьки Чеснока – такого вот отмороженного гопника, передоросоля в спортивных штанах. Но Виктор Ткачук почти во всех снятых с ним фильмах исполняет подобные роли, что ограничивает его актёрское развитие, и это чувствуется. Когда я смотрел спектакль «Калигула» (режиссёр Эймунтас Някрошюс), меня не отпускало ощущение, что на сцене я вижу не поэта Сципиона, а бандита Шустрого из «Чужой». Если так будет дальше продолжаться, то Ткачука ждет судьба Игоря Лифанова, другого актёра, который стал заложником ролей туповатого и брутального самца, мента или бандита.

 

 

Другое дело, Алексей Серебряков, опытный и матёрый актёр, играющий парализованного Лёху Штыря. Не его надо было везти в дом инвалидов, а полтруппы (каламбур!) данного кино.

Фильм сразу оживает, когда Штырь приходит в себя, да и то оживает, как и сам Штырь, только наполовину.

 

 

Во-вторых, сразу видно, что автор не очень хорошо знаком с фактурой гопнической эстетики, которую он пытается воплотить. В фильме использованы все сложившиеся стереотипы о гоп-культуре. Ощущение, что все они взяты из интернета. Вроде, режиссёр не в Москве родился, а в Ханты-Мансийске – хороший, наверное, город. Но, не танцуют так девки на гопотеках, не танцуют! Вас кто-то обманул! Поверьте мне, я в Коми АССР родился, век воли не видать! Слишком вяло всё, наиграно, натянуто. И не может быть у главного героя трусов Calvin Klein, они две тысячи стоят, сам недавно покупал!

Да, для дебюта этот фильм очень даже неплох, но хочется вспомнить «Бумер» (только первый, не второй), который тоже был дебютом другого режиссёра, Петра Буслова. Там тоже была своя Одиссея и свои бандиты. Но как это классно было воплощено! Какой сюжет! Какие типажи! Титаны! Как они разговаривают между собой! Какой у них шикарный сленг! По сравнению с «Бумером» одиссея Витьки Чеснока слишком сыра. Фильм местами проваливается, в нём слишком много «пустоты». Хотя, не буду спорить, есть и удачные находки, и хорошие сцены.

В заключение, для сравнения приведу ещё один пример удачного воплощения гоп-эстетики. Клип группы АИГЕЛ «Татарин». Посмотрите, не пожалеете. Актёру, сыгравшего главного героя, нужно дать Оскара за лучшую мужскую роль, я не шучу.