Третьего января на официальном канале Алексея Красовского на youtube состоялась премьера его скандально известного фильма «Праздник», новость о котором ещё в октябре взорвала российский интернет. Активисты всея Руси требовали не выдавать фильму прокатное удостоверение и грозились обрушить на режиссера все кары небесные, если фильм выйдет на экраны. К слову сказать, никто из протестующих фильм не видел и даже не читал сценарий. Так что же такого там есть, что этот фильм заслужил такой «теплый» прием, не успев увидеть свет?



Первое, что мы знаем о фильме «Праздник» — это то, что картина рассказывает нам историю, которая произошла в блокадном Ленинграде. Казалось бы, тема сама по себе не новая. Сколько фильмов снято об этом городе? Их множество. Но вот жанр «Праздника» похоже стал той самой лакмусовой бумажкой, которая показывает общее развитие общества и готовность к переменам. Тема Великой Отечественной войны в принципе преподносится, как нечто сакральное и не терпящее нареканий, а тут какой-то режиссёришко посмел снять фильм, да ещё и чёрную комедию! Какой наглец! И почему-то никого не волновало, что сам автор чёрной комедией свое произведение не считает.

 

 

Если абстрагироваться от названия и места действия этого фильма, то мы увидим страшную, но, к сожалению, ставшую совершенно банальной в наших реалиях, ситуацию. В условиях полного отсутствия продовольствия и продуктов одна привилегированная семья, которая чем-то угодила высокопоставленным чинам, имеет в своем распоряжении все самое лучшее. (К слову, тут есть доля исторической правды. Академик Д.С.Лихачев вспоминал, как его пригласили в Смольный зимой 1942 года, и как он, дистрофик, шел через весь город, думая только о том, чтобы не упасть, и как его, не покормив, отправили обратно пешком. А в Смольном вкусно пахло чем-то мясным и хлебом.) Пока народ голодает, у них на праздник накрыт шикарный стол, включая ту самую несчастную курицу, которая становится чуть ли не главным героем сюжета. Ведь именно происхождение этой птички придется объяснить героям своим голодным непрошеным гостям, которых в канун Нового года пригласили к себе их дочь и сын.

 

 

По большому счёту, действие этого фильма вообще могло происходить в любых похожих условиях. Те, кто хорошо помнит девяностые годы и распад СССР, охотно это подтвердят. Пока люди перебивались Дошираком и разводным картофельным пюре, верхи и их приближенные устраивали себе шикарные «праздники», придумывая для всех отмазки, достойные лучших комедийных сюжетов.

Но к черту политику. Вернемся к фильму. В этой картине о войне не так много рассказано. И блокадный Ленинград — это лишь место действия, которое, как мы выяснили, определяющей роли не играет. Это просто история одной отдельно взятой семьи, которая в принципе могла бы быть как в Ленинграде, так и в любом другом городе в любое другое время. Получается, что ярые активисты-запрещальщики не только фильм не смотрели, но и не удосужились найти минимальную информацию о нём в интернете.

К сожалению, такая ситуация в нашем кинематографе случается не впервой. Все же помнят бедную «Матильду» Алексея Учителя? О, как же тогда всполошились некоторые люди! А ведь всего-то, казалось-бы, просто художественный фильм, просто про императора.

 

 

На этой волне досталось и печально известному фильму «Смерть Сталина», не получившему прокатного удостоверения в России, а потому не имевшего права выйти в наших кинотеатрах.

А начинали устраивать репрессии большинству фильмов обычные люди, далекие от кинематографа и просто услышавшие о чём будет эта картина. «Неугодные» темы подвергались критике, на создателей фильма обрушивался шквал негодования, а в случае с «Матильдой» дошло даже до поджогов кинотеатров. Зачем смотреть на художественную ценность фильма, на интересный сценарий и отличную игру актеров? Это все меркнет по сравнению с тем, что тема фильма кому-то может показаться неправильной. Объяснение этому было у всех одно: «Подобные фильмы являются оскорбляющей насмешкой над нашими ценностями!» Но ведь тогда любой фильм можно запретить (или хотя бы попытаться) с такой формулировкой. Если врачи или учителя поднимутся на войну с отечественным кинематографом (а картин, обличающих недобросовестных работников школ и больниц, уж поверьте, много) — вот будет весело.

Официально в нашей стране цензуры нет (хотя процедура выдачи прокатных удостоверений очень на неё и похожа, но сейчас речь не об этом). Есть кое-что пострашнее. Самоцензура. Пока в кинематографе и искусстве вообще будут присутствовать некоторые самозапреты, пока чужую точку зрения будут воспринимать как враждебную и недостойную существования — искусство не сможет быть полноценным.