- А почему у них такие глаза большие?
- Я верю, что в них многое видно, ведь глаза – это зеркало души.

© «Большие глаза», из диалога Маргарет и Уолтера

О чём фильм «Большие глаза» (Big Eyes)? О художнике, глазах, лжи или страхе? Об эгоизме и жажде славы или о любви к своему ребёнку? О женской слабости или удивительной силе? После просмотра этого фильма остаётся очень много вопросов. Но единого и правильного ответа на них не существует.

Драма Тима Бёртона (Timothy Walter Burton) получилась очень узнаваемой – режиссёру удалось сохранить свой почерк и не сбиться ни на букву в написании этого стильного шедевра. Работа оператора, поразительная игра актёров, музыкальное сопровождение, удивительно воссозданная эпоха 50-х – всё это приковывает к экрану и не даёт уйти. Казалось бы, грустная история художницы может быть интересна только узкому кругу лиц, но на самом деле получается наоборот. Автору удалось зацепить все слои населения: творческие люди найдут здесь зеркало, матери узнают в главной героине себя, детям понравится очаровательная дочка Маргарет, любителям психоделики приглянутся экспрессивные работы художницы, а сентиментальных зрителей привлечёт драматичная история любви.

Но и это ещё не всё. Тим Бёртон виртуозно показал рынок современного искусства, значение связей и правильного появления в нужном месте и в нужное время. А также – роль скандала, талантливой работы критиков и раздутых сенсаций. История 50-х годов XX века оказывается актуальной и в 10-е годы XXI. А самое интересное то, что сценарий придумал не Бёртон, а сама жизнь.

 

В мире действительно существует художница по имени Маргарет Кин (Margaret Keane), которая рисовала детей с огромными глазами, и работы которой продавал её муж. С одной небольшой оговоркой: под своей фамилией. По сути, какая разница, если она у них одна на двоих?.. Лишь в 1986 году Маргарет публично заявила миру о лжи. А в 2015 году Тим Бёртон напомнил людям об этой истории, сняв удивительную драму под названием «Большие глаза». Кстати, режиссёр является поклонником Кин и владеет коллекцией её работ.

«Я надеюсь, что фильм поможет людям никогда не лгать. Никогда! Одна крошечная ложь может превратиться в ужасные, страшные вещи»,− сказала настоящая Маргарет Кин в одном интервью. «Моё участие в обмане длилось в течение двенадцати лет и является тем, о чем я буду сожалеть всегда. Однако это научило меня ценить возможность быть правдивой, и что ни известность, ни любовь, ни деньги, ни что-либо еще не стоят нечистой совести», − добавила она.

Но давайте, наверное, по порядку. Разложим этот фильм на отдельные составляющие, как хорошо сервированный стол − на приборы и блюда. Что мы имеем?

Маргарет – сентиментальная женщина с грустным выражением лица. Она очень любит свою дочь и рисует её на всех портретах (даже на тех, где на первый взгляд изображены мальчики). «Здесь тоже была я, но мама решила превратить меня в китайского мальчика», − говорит девочка в одном из эпизодов. У Маргарет хватает сил, чтобы уйти от первого мужа (это в середине-то века!), но не хватает сил, чтобы избавиться от давления Уолтера Кина. Художница живёт своими картинами, днями напролёт рисуя довольно странных детей.

Уолтер – гениальный бизнесмен и дилер. Кажется, он способен продать не только картины, но и огрызки от яблок. Да что там, с его даром красноречия и талантом убеждения он мог бы торговать даже отходами. Безусловно, его роль важна. Вряд ли без Уолтера хоть кто-то увидел бы большеглазых детей. Мужчина мечтал стать художником, у него это получилось. Какая разница, кто нарисовал ту или иную картину, если на ней стоит твоё имя? Поддельный гений настолько виртуозен в искусстве вранья и обольщения, что сводит с ума всю американскую публику. Впрочем, не такой он и негодяй: в начале фильма мы видим обаятельного мужчину, который спасает хрупкую женщину от суда и потери ребёнка.



Всем читателям наверняка интересно, почему у детей такие большие глаза. Вспомним, как экранная Маргарет в начале фильма заявляет узурпатору:

«Через глаза я выражаю свои эмоции. В детстве после операции я оглохла на время и только смотрела, полагаясь на глаза»

Настоящая же Кин в одном интервью призналась:

«Любознательный характер побудил меня задаваться вопросами о смысле жизни, почему мы здесь, почему есть боль, горе и смерть, если Бог справедлив и добр? Всегда: «Почему, почему?». Эти вопросы, как мне кажется, позже нашли свое отражение в глазах детей на моих картинах, которые будто обращены ко всему миру. Взгляд описывался как проникающий в душу. Они, казалось, отражали духовное отчуждение большинства людей сегодня, их тоску по чему-то вне того, что предлагает эта система»

Интересно, а если бы Маргарет нарисовала Уолтера, то какими были бы его глаза?.. Пустыми, как заброшенный колодец? Безжизненными, как засохшая земля? Или бесчувственными, как человек с биркой на большом пальце ноги?

… А задумывались ли вы о том, как выглядит ваша душа, отражаясь в глазах?