Рабочий день у немой девушки Элайзы начинается как обычно. Она просыпается, идёт в ванну, там мастурбирует, приводит себя в порядок, одевается, варит на завтрак несколько яиц, заходит к соседу-художнику «поболтать» и идёт на работу. И так каждое утро, пока в секретную военную лабораторию, где работает Элайза уборщицей, не привозят пойманного человека-амфибию, в которого(ую) она влюбляется. Вот завязка нового фильма Гильермо дель Торо «Форма воды».
Добродушная внешность Гильермо дель Торо обманчива. Этот режиссёр специализируется на фильмах ужасов, и в моём рейтинге лучшие его картины – незамеченный критиками «Хребет дьявола» (2001 г.) и уже отмеченный наградами «Лабиринт Фавна» (2006 г.), две мрачные мистические драмы, развернутые на фоне гражданской войны в Испании 30-х годов прошлого века. Далее дель Торо снял несколько фантастических боевиков и слабый, полный самоповторов фильм ужасов «Багровый пик». И вот, наконец, в прокат вышла достойная внимания картина.
В «Форме воды» узнаётся фирменный авторский стиль дель Торо, но режиссёр неожиданно меняет жанр – этот фильм, в отличие от прежних, больше похож на мелодраму. Я бы даже не побоялся слова «мюзикл», потому что в картине музыка и танцы играют не последнюю роль, а главная героиня, несмотря на свою «немость», в один прекрасный момент внезапно «взрывается» песней. Конечно, без оторванных пальцев и разорванных щёк тоже не обошлось – всё-таки сказывается «тяжёлое прошлое» режиссёра – но назвать этот фильм триллером язык не поворачивается.
Декорациями для фильма стала Америка 60-х годов. В моде кадиллаки, причёски «флип» у женщин, короткополые шляпы и узкие галстуки у мужчин. Это время ядерного напряжения с СССР, «карибского кризиса», и фамилия Хрущёв, который, угрожая показать «кузькину мать», стучал ботинком по столу в ООН, в фильме упоминается несколько раз. Как и сейчас, тогда в моде «охота на ведьм»: все ищут русских шпионов, «комми» – коварных коммунистов. Модные ныне сексуальные домогательства тоже присутствуют.
Кто ищет, тот всегда найдёт, и русский шпион в итоге, наконец-то появляется. Его зовут Дмитрий (очень приятно), у него мягкая, тихоновская, улыбка Штирлица, и говорит он по-русски с пикантным американским акцентом, который вызывает приступ ностальгии. И сразу вспоминается знаменитое «какьии ващи докьязательсьтва?» из «Красной жары».
Картина очень либеральная – главная героиня вступает с ихтиандром в очень близкий контакт. Она пытается освободить и спасти морское чудище от смерти. В этом ей помогают упомянутый выше русский, подруга-негритянка и друг-художник нетрадиционной сексуальной ориентации. Вот такая, не сказать что необычная на сегодня, компания сил Добра. Выбор главного антагониста тоже неудивителен: wasp, стопроцентный американец, представитель традиционных ценностей, истовый христианин и по совместительству – полковник армии США Стрикленд, ужасно напоминающий фашистского капитана Видаля из «Лабиринта Фавна».
Силы добра слишком пестры для такого убеждённого гетеросексуала как я, и отвечая сам себе на вопрос «а ты за кого?», я выбираю ... хорошее кино.