Фильм «Девушка из Дании» снят по одноимённой книге, которая опирается на реальные события. Картина рассказывает о жизни датского художника Эйнара Вегенера, ставшего одним из первых людей, которому сделали операцию по изменению пола. Действие разворачивается в 20-е годы прошлого столетия.
По сюжету Вегенер живет с женой Гердой, тоже художницей. Как-то раз у нее не было натурщицы, и она попросила надеть мужа женское платье, чтобы тот мог позировать для ее картины. Эта ситуация полностью меняет главного героя. Сначала ему начинает нравиться женская одежда, а потом в нем зарождается новая личность — девушка по имени Лили. Герду поначалу чудачества Эйнара забавляют, но очень скоро начинают пугать. В семейной жизни наступает разлад, Лили все чаще «выходит наружу», оттесняя Эйнара на второй план. В конце концов Лили полностью «поглощает» Эйнара. Художник узнает, что возможно сделать операцию по смене пола, и без колебаний решается сделать такой шаг.
«Девушка из Дании» — очень красивый фильм. Здесь с первых кадров видна совместная и очень удачная работа режиссера, постановщиков и специалистов по костюмам. Визуальная составляющая картины настолько яркая и почти сказочная, что иногда возникает впечатление нереальности происходящего. Так, герои живут в доме, который скорее напоминает сценические подмостки, их одежда похожа на театральные костюмы, да и выглядят они одинаково прекрасно в любое время суток. Понятно, что снимался фильм с прицелом на кинопремии и фестивали, а потому в нем максимально приятная глазу картинка. Создатели свою задачу выполнили - фильм номинировался на премии BAFTA и «Оскар» за лучшую работу художников по костюмам.
На Оскар номинировались и исполнители двух главных ролей — Эдди Редмейн и Алисия Викандер, которой удалось получить заветную для любого актера статуэтку. Однако, слова «второго плана» в названии награды актрисы звучат странно, потому что ее героине уделяется большая часть фильма. Если бы создатели посвятили ей чуть больше внимания, то главным героем оказалась бы женщина, муж которой стал странно себя вести. Название при таком раскладе можно было и не менять. Так как Алисия Викандер на экране доминирует, то и персонаж ее раскрыт более полно.
Герой Редмейна испытывает лишь две четко прослеживаемые эмоции. Это радость от того, что он может казаться, а затем и быть женщиной. Второе яркое переживание – горечь, ведь Лили не воспринимают ни окружающие, ни его жена.
Герда гораздо эмоциональней мужа. Она активна, умеет радоваться, грустить и переживать. Актриса создает живого персонажа, эмоции которого меняются в любую секунду, порой даже без видимых на то причин.
Сюжет — основа любого кино. Через его призму можно вполне оценивать и остальные составляющие фильма. Но в «Девушке из Дании» сюжет становится главной проблемой, потому что он далек от реальности. Фильм позиционируется как жизненная история действительно существовавшего человека, ставшего знаковой личностью в определенной части действительности. Однако авторы не ставят перед собой задачи показать, как и что было на самом деле, а стараются вызвать эмоции. Конкурсная лента и не могла быть иной. Вернее, могла, но показать реальную историю Вегенеров с развязкой, далекой от хэппи-энда, создатели почему-то побоялись. Хотя эмоций она могла бы вызвать ничуть не меньше.
Но и огражденная от всего плохого история их тоже вызывает. Режиссер смог показать жизнь героя до его осознания настоящего себя и после. Такой контраст дает понять, что к прежней жизни, которая казалась счастливой и беззаботной, семья уже не вернется, впереди героев ждет множество сложностей.
Но этот контраст можно назвать и недостатком, потому что по ходу фильма возникают вопросы, на которые не даны исчерпывающие ответы. Например, неужели главный герой не замечал в себе ничего странного до того момента, когда впервые, уже будучи взрослым, надел женское платье? А если все-таки замечал, то почему об этом ничего не сказано?
Быстрая трансформация хоть и дает в полной мере ощутить горечь от того, все и навсегда изменилось, но в то же время сильно вредит фильму. Зритель ничего не знает ни о затронутой теме, ни о реально существовавшем Вегенере. Вполне вероятно, что у него может сложиться неверное впечатление: причина происходящего не в заложенной в человеке природе, а в определенном поступке, который запустил череду непростых событий. Такой посыл для современного Голливуда странен и нетипичен, ведь он фактически озвучивает тезис всех противников ЛГБТ-людей о том, что «такими не рождаются, а становятся».
Жизнь героя определенно стоило показать более подробно, уделить внимание времени до момента, перевернувшего его жизнь. А в идеале жизненная трагедия семьи Вегенеров должна была изображаться такой, какой она была на самом деле. Но вместо этого экранное время отдается каким-то второстепенным персонажам. Их на самом деле не было, и они не играют какой-либо значительной роли в истории. Так создается впечатление, что реальность здесь — это книга некоего автора, а фильм — ее детская версия.
Рецензия на фильм «Девушка из Дании» поднимает проблему того, как Голливуд экранизирует истории реальных людей, убирая из них все острые моменты и делая их стерильными.
Автор: Илья Кузьмин