Честно признаюсь, что о российских сериалах у меня сложилось предвзятое мнение. Пошлые саги о ментах, бандитах, колдуньях, зеках, провинциалках, спецслужбах и спецназах, которыми пестрят телеканалы, надолго отбили охоту смотреть российское «мыло». Но, надо признать, на данный момент ситуация меняется в лучшую сторону. Сериал Жоры Крыжовникова «Звоните ДиКаприо!» – уже не первый интересный отечественный продукт, который мне попался в последнее время.



Конечно, никто в сериале Ди Каприо не звонил, он здесь совершенно ни при чём. Имя знаменитого актёра умышленно использовано для привлечения внимания и упоминается в сериале только один раз, в самом начале. Сцена такая. Главный персонаж фильма, российский селебрити, молодой актёр Егор Румянцев, будучи на съёмочной площадке в нетрезвом виде, отказывается делать ещё дубль. «Звоните ДиКаприо!» – нагло заявляет он.

Егор – кинозвезда российского масштаба, но своим поведением тянет на двух-трёх ДиКаприо, не меньше. Он талантлив, и, как многие таланты, безрассуден. Он прожигает жизнь и ведёт себя безответственно. День за днём он веселится, бухает, развлекается, сорит деньгами, спит где попало и с кем попало. В итоге, Егор однажды узнаёт, что у него ВИЧ.

У Егора есть старший брат Лев. Лев, в отличие от безалаберного братца, – семьянин. Он растит двоих дочек, и они ждут ещё пополнение. Лев тоже работает на ТВ. Он ведущий «Муравей-ТВ», показывает, как мастерить нужные в быту вещи. Но он не так популярен как брат, зарплата у него небольшая, и по вечерам он вынужден таксовать. К нему Егор и приходит, когда узнаёт, что смертельно болен.

 

 

Но сказать, что это нравоучительное кино об опасности легкомыслия и проблеме СПИДа будет неточно. Это лишь поверхностный конфликтный слой. Сериал не был бы так интересен, если бы в его сюжете не содержалась мощная мифологема, скрытая пружина другого, древнего, более сильного конфликта. Намёк на неё дан уже в первой серии. В одной из сцен, когда Льва спрашивают про брата, тот отвечает: «Я ему что? Сторож?» Это парафраз библейского «разве я сторож брату своему» – ответ Каина Богу после убийства своего брата.

С каждой новой серией забавная трагикомедия всё больше превращается в драматическую ретроспективу библейской истории про Каина и Авеля. Выясняется, что Лев не такой уж и положительный герой, каким он представлялся вначале. Он бездарь и посредственность, и его гложет зависть к успеху брата. А Егор при всём своём асоциальном поведении – талант, на нём поцелуй Бога. Егора все любят, к нему тянутся, несмотря на его выходки. Лев же как и людским, так и божественным вниманием обделён. Бог его жертвы «не призрел», в актёрском коллективе его презирают.

 

 

Прицеплюсь к названию канала, где работает Лев ­– «Муравей-ТВ» – и вспомню ещё всем известную по школьной программе басню «Стрекоза и муравей». Это басня Крылова не так проста, как может сперва показаться, и она поможет найти ещё один интересный конфликт.

Разбирая эту басню в школе, общепринято приводить в пример Муравья как образец правильного поведения, благоразумности и трудолюбия. Однако можно заметить, что даже из названия басни следует, что главный герой не он, а Стрекоза. Басня ведь не так однозначна, если в неё всмотреться. В нашем случае, можно посмотреть на Стрекозу с другой стороны, посмотреть как на творческую личность – не случайно же она «поёт».

Муравей же символизирует обывателя, который достигает всего не талантом, а рутинным трудом. Но его образ отталкивает, ведь когда Стрекоза попадает в сложную ситуацию, он, цинично насмехаясь, по сути, желает ей смерти: «Ты всё пела? <…> Так поди же, попляши!» Это злорадство «средних» людей над людьми талантливыми хорошо выражает в сериале охранник больничного центра, который постоянно третирует Егора.

 

 

Ведь, согласно басне, Егор и есть та самая легкомысленная стрекоза. Та самая, которая «попрыгунья» и которая «лето красное пропела, оглянуться не успела», и тут – бац! – узнаёт, что больна СПИДом. И какой тут начинается смертельный «пляс»! Какую отчаянную чечётку «выбивает» Егор на протяжении всех серий!

Существуют и других варианты этой басни, в которых «муравьи» не так жестокосердны, как крыловский. И в сериале многие поддерживают главного героя. Ему помогают и сочувствуют брат, продюсер, актёрская группа. Но делают они это, в том числе, преследуя и свои интересы. Все «муравьи» вокруг главного героя прагматичны и лицемерны. Он же, в отличие от них, живёт одним днём, но зато в своих поступках откровенен. В нём нет продуманности, он ведёт себя, как ребёнок или как юродивый, «как Бог на душу положит». Этим он создаёт множество проблем для окружающих, которые ведут размеренный образ жизни. Но пусть он действует опрометчиво и легкомысленно, но именно эта откровенность, эта непосредственность и вызывает к нему симпатию.

 

 

Помимо этих заложенных в сюжете конфликтов нужно отметить и «внешние» плюсы сериала. Это неплохая актёрская игра, наличие превосходного юмора и сатиры, монтажные фишки. Кстати, хороший саундтрек – давно заметил, что наличие классической музыки делает особым любое современное кино. Всё, начиная с названия, в деталях и в целом, на высоте.

ДиКаприо можно и не звонить.