В кинотеатре «Октябрь» прошла ретроспектива фильмов Киры Муратовой. В связи с этим, предлагаем вам малоизвестную трактовку ее фильма «Настройщик».

Писать про фильмы, признанные гениальными, очень сложно. С одной стороны, хочется избежать штампованных воспевающих фраз, чтобы не уйти в пошлость, с другой — отдать дань уважения вымирающему киноискусству, подняться до его уровня, а не опускать до своего. Попытаюсь балансировать.

 

Что любит интеллектуальная публика? Философские размышления, размытые границы белого и черного, недосказанность с открытым финалом. Любит также правдивую и при этом яркую актерскую игру. Именно поэтому интеллектуальная публика очень тепло приняла фильм Киры Муратовой «Настройщик». Чётко сказать, о чем эта картина, нельзя: нарвётесь на широкий разброс разных мнений. Однако мне хотелось бы осветить одну из линий, которая в повествовании занимает очень важное место. Странно, что о ней почти не пишут киноведы и пресса. Но, предупреждаю, в статье будут присутствовать отсылки к сюжету картины, так что лучше сначала посмотрите её, если не видели.


Итак, линия, о которой я буду говорить, строится вокруг персонажа, сыгранного Ренатой Литвиновой — Лины. Красивых и интеллигентных девушек много, а как насчёт красивых и интеллигентных девушек-распространителей всех смертных грехов? Лина как раз из таких. Сложно рассмотреть подобное за милым образом блондинки со сладким голосом. Но давайте не поддаваться влиянию женской сексуальности. Начнём анализ.


Я рассмотрю канонический список грехов, который принят христианской церковью. Сразу стоит отметить важный аспект для правильного понимания текста — режиссер не встает на сторону религии, не осуждает гневно поведение персонажа Литвиновой и окружающих.

Первым приходит на ум сребролюбие. Его присутствие в фильме очевидно. Да что уж там, его иллюстрирует главная фабула фильма — попытка завладеть чужим богатством. Однако в контексте Лины режиссер снимает блестящую сцену, где она практически не в состоянии расстаться с теми деньгами, которые попали к ней в руки. Хотя их необходимо вернуть для продолжения аферы, у Лины на физическом уровне происходит полное неприятие мысли о том, что деньги могут уйти из её рук. Она испытывает к ним полноценный материнский инстинкт. Здесь уже не просто сребролюбие. Богатство всецело завладевает сущностью человека.

Гордыня. Тоже очевидный грех. Лина считает себя существом исключительным, имеющим право судить других. Много раз в фильме с очаровательной улыбкой и усмешкой она общается с людьми снисходительно, даже пренебрежительно. Однако её надуманное превосходство не основано ни на чем. Да и не может у него быть основания. Тут на сцене появляется следующий грех.

Лень. Такая женщина абсолютно точно могла бы найти себе работу, причём довольно достойную. Однако персонаж Ренаты Литвиновой отказывается и думать об этом. Да что там работа! Она не способна даже записаться на фитнес. На протяжении всего фильма зритель ни разу не видит Лину за каким-либо продуктивным занятием. Единственная её цель — найти способ получить блага жизни просто взяв их.


Но ведь в жизни другие законы. А человеку с подобным мировоззрением остаётся только совершать следующий смертный грех — унывать. Наиболее ярко режиссёр показала образ уныния в сцене на пляже, когда Лина жалуется на жизнь виночерпию.

«Я такая умная. Я такая красивая. И у меня совсем нет денег. Я такая бедная. Ведь это же несправедливо!»

Далее идут менее очевидные грехи. Например, блуд представлен в фильме легко и незаметно. Зрителя начинают запутывать прямо с аннотации: «он (Андрей) страстно влюблен в самую прекрасную из женщин — Лину, причем она отвечает ему взаимностью». Интересная взаимность, если учитывать, что во многих сценах Лина проговаривает, что живет с Андреем временно и находится в поисках лучшего варианта. К тому же, как следует из нескольких фраз второстепенного персонажа, у Лины в недавнем прошлом были отношения еще с двумя мужчинами. С одним, кстати, они «еще не исчерпались до конца».


Во время первого просмотра «Настройщика» я не мог понять, зачем нужна сцена кормления бездомной женщины в ресторане. Для рассказа об изящном ограблении двух старушек в ней нет никакой ценности. Но, как вы уже могли догадаться, она работает на другое. Во-первых, бездомная женщина представлена тут очень полным человеком. Такого сложно заподозрить в недоедании. Во-вторых, то, как она с руками набрасывается на еду, нельзя назвать нормальным поглощением пищи. За внешним альтруизмом сцены скрывается другое — Лина провоцирует человека на чревоугодие.

 

До вспышки гнева она доводит Андрея в сцене её с ним игры в шахматы. Очередная откровенная провокация на смертный грех. Подобные искушения не привлекают много внимания до одного момента. Ближе к концу фильма — героиня предлагает Андрею яблоко. Здесь режиссёр прямо раскрывает сущность Лины. Учитывая всё, что было сказано ранее, этот, казалось бы, еще один ненужный эпизод становится прямой отсылкой к первородному греху. Лина — змей-искуситель.

Интересная выходит вещь. Режиссеру удалось потрясающе изобразить характер. Не только Андрей, но и зрители фильма не смогли уловить, что вся красота, обаяние, харизма Лины направлены на развращение людей и нарушение заповедей. А их тут задействовано две — «не убий» и «не укради». Причём если даже под влиянием змея-искусителя убийство Андрей сразу отвергает, то кражу он совершает совершенно хладнокровно. Именно Лина подталкивает героя на путь ограбления и разными провокациями не дает с него свернуть.

Согласитесь, подобный взгляд на эту историю немного меняет представление о ней. Мне остается только предложить вам пересмотреть «Настройщика» и подумать снова, о чем же эта картина.