Несмотря на то, что картина голландского режиссера Рудольфа ван ден Берга «Подлинный Вермеер» носит имя великого художника, это не байопик о жизни Вермеера Дельфтского, а история человека, который прославился подделкой его работ. Сейчас картины «величайшего мошенника» известны не меньше, чем оригиналы — они выставляются в музеях и скупаются коллекционерами. А этот фильм рассказывает о том, как Хан ван Меегерен начинал заниматься фальсификацией, и о его персональном творчестве.
В послевоенной Голландии идет судебный процесс над арт-бизнесменом Ханом ван Меегереном, который обвиняется в предательстве родины. В период оккупации он поставлял лидерам нацистов культурное наследие страны — полотна Яна Вермеера. Но во время допроса художник признается, что сам нарисовал все проданные картины, а подпись на них подделал.
Параллельно с кадрами заседания суда разворачивается вторая сюжетная линия — прошлое Меегерена. В молодости Хан влюбился в жену искусствоведа Абрахама Бредиуса, который из ревности и мести разрушил карьеру художника, публично обвинив его в подражательстве и бесталанности. Но после полосы бедности и депрессии Меегерен тоже находит способ опорочить репутацию эксперта.
Фильм начинается со слов: «Почти правдивая история». И это на самом деле так — в ленте к настоящей биографии ван Меегерена добавлена только любовная линия. Доподлинно неизвестно, была ли она на самом деле, потому что ни в одном источнике не акцентируется личная жизнь художника — все-таки интересен миру он стал по другому поводу. Причиной мести Абрахаму Бредиусу эксперты называют то, что однажды он не позволил Меегерену и его брату продать старинную картину, которую они долго реставрировали. Полотно было названо подделкой, и молодые люди лишились солидной прибыли. После этой истории Хан ван Меегерен начал писать полотна в «стиле Вермеера», придумывать истории о том, у каких людей и при каких обстоятельствах он их обнаружил, и продавать за огромные деньги.
Идея заключалась в том, чтобы именно Бредиус признал их подлинными, а ван Меегерен потом публично обличил некомпетентность исследователя. Но после первой же успешно проданной картины богатство понравилось фальсификатору больше, чем месть за репутацию, и он продолжил выдавать подделки за работы Вермеера. Для этого ему пришлось изобрести способ состаривания полотен: экспериментировать со смешиванием красок с разными химическими составами и сушить картины в печи, для того чтобы на них быстрее появлялись микротрещины — признаки времени.
В фильме сцены описания этих маневров привносят нотки детектива и мистики. Меегерен сначала долго «колдует» над колбами, смешивает содержимое склянок и «варит» составы в котелке. Кстати, классический для таких сцен момент, когда содержимое котелка взрывается и наносит некоторые увечья создателю, здесь тоже есть (привет, киношный Симус Финниган!). Сейчас все махинации Меегерена были бы раскрыты еще на начальном этапе экспертизы, она позволила бы с точностью назвать настоящий возраст картин, а вот тогда все его старании сработали по полной.
В некоторых кадрах поведение художника кажется безумным, что не лишено шарма. В периоды активного творчества он много пьет, курит, быстро выходит из себя, а в случае удачи исполняет танцы, которые чем то похожи на племенные или шаманско-ритуальные.
Во время Второй мировой войны Меегерен написал одну работу и для рейх маршала Германа Геринга. Факт продажи работы «подлинного Вермеера» был зафиксирован в документах, которые впоследствии представлялись судом как доказательство измены родине. За сделку художник получил рекордные для рынка искусства того времени деньги — 1,6 миллионов гульденов. А в общей сложность на продаже картин он заработал около 9 миллионов гульденов, сейчас это около 30 миллионов долларов.
Для того, чтобы доказать, что он продавал нацистам не настоящие картины голландских мастеров, а подделки, Хан ван Меегерен согласился на следственный эксперимент. В специально оборудованной комнате за две недели он еще раз написал свою раннюю работу, после чего был полностью оправдан по статье «измена родине». Но за мошенничество художника все-таки приговорили к одному году тюрьмы и огромному штрафу. По его просьбе в камере разрешили держать кисти, краски и холсты, но ни одной картины заключения нарисовано не было. Пристрастие к курению, алкоголю и нервное напряжение обострили кардиологические проблемы, и через месяц после вынесения приговора Хан ван Меегерен скончался в тюрьме от сердечного приступа.
Уже в художественных школах учителя отмечали, что все картины Меегерена грешат подражательством и в них сложно разглядеть его личный стиль. В дальнейшем это не раз провоцировало его на нервные срывы и приступы неуверенности в себе. Художник виртуозно владел техникой рисования, но так и не вошел в мировую историю искусства под своим именем, его узнали как величайшего фальсификатора и копииста. А после сенсационного признания его картины упали в цене в несколько сотен раз, что еще больше усугубило творческую нереализованность.
Никто не сможет однозначно ответить на вопрос, что делает ту или иную картину шедевром, и почему гениальными признаются одновременно такие разные полотна как «Джоконда» и «Черный квадрат», или «Голубые танцовщицы» и «Герника»? И вряд ли можно утверждать, что шедеврами они были признаны большинством, а не кем-то одним, но очень влиятельным, как это случилось в «Подлинном Веремеере».
Кстати, в фильме «Как украсть миллион» отец героини Одри Хепбёрн именно именем Меегерена оправдывает свое занятие фальсификацией предметами искусства. А самое удивительное в том, что не раз подделывались не только работы самого Хана ван Меегерена, но его подделки. Вот такой вот круговорот.
Фильм рассказывает, как начинал свой творческий путь Хан ван Меегерен — художник, который зарабатывал на жизнь, рисуя подделки, и стал известен миру как «великий фальсификатор».
Голландский художник Хан ван Меегерен заработал состояние, рисуя поддельные картины Яна Вермеера и продавая их в музеи и частные коллекции.
Автор: Аня Дреботий