Байопик о жизни французской художницы Серафины Луи «Серафина из Санлиса» Мартена Прово в 2009 году получил семь из девяти премий «Сезар», в том числе и в номинации «Лучший фильм». В этой картине сошлось все: сюжетная драма, прекрасная актерская игра, работа режиссера и историческая точность событий.



В начале XX века в небольшой французский город Санлис приезжает коллекционер произведений искусства немец Вильгельм Уде. В уединении он надеется привести в порядок свои заметки о творчестве и продумать выставку Анри Руссо, работы которого только-только становятся популярными.

В этом же городе живет женщина Серафина, которая зарабатывает на жизнь уборкой домов, стиркой белья и другими бытовыми занятиями. По ночам она рисует картины, в которых Уде сразу видит руку гения. Война и бегство из страны не дают коллекционеру возможности рассказать о работах Серафины в художественных кругах, но она ждет возвращения своего покровителя и даже в самые трудные времена продолжает творить.

 

 

Фильм снят как классический байопик, но благодаря тому, что творческая биография Серафины Луи неизвестна широким кругам, он становится еще интереснее. Все факты переданы точно, но иногда они смягчены сценаристами. Художнице пришлось пережить и Первую мировую войну, и несколько экономических кризисов, но режиссер не акцентирует внимание на ее бытовых трудностях, голоде, холоде и нищете. Он показывает переживания другого рода.

Серафина мучается от того, что рисует «в стол», от своего одиночества и насмешек людей. Но, несмотря на то, что горожане не очень уважали девушку, всегда находились люди, которые ей помогали: продавец в художественном магазине дает в долг краски, соседи оставляют еду, хозяйка комнаты хоть и ругает за неуплату, но не выселяет.

 

 

У Серафины непростое отношение к религии. Какое-то время она жила при монастыре и ушла оттуда, как только «ангелы указали предназначение и велели рисовать». Художница считает, что творит по воле Бога, что это он зажег в ней талант, который потом сам и погасит. Масло для картин она ворует в местной церкви, при этом каждый раз по-детски улыбается статуе Девы Марии и благодарит ее. Из-за веры в высшие силы, которые одарили ее талантом, художница очень болезненно переживает неудачи, считает их невозможными, что сказывается на ее психике и в результате приводит к сумасшествию.

 

 

Но процесс ее творчества выглядит скорее мистическим, чем божественным: перед холстом она предстает ведьмой. У Серафины нет денег на краски, поэтому она делает их из подручных материалов: крови животных, перемолотых растений, грязи и пыльцы цветов, смешивая эти «ингредиенты» в ступках и банках. Во время рисования художница поет, постепенно входя в некоторое исступление. А поскольку пишет она только по ночам, процесс выглядит еще более таинственным.

Творчество Серафины Луи относят к наивному искусству, и режиссер пытается передать это через ее образ в целом, а не только через моменты творчества.

 

 

Она не обременяет себя правилами этикета и к природе гораздо ближе, чем к людям. Летом художница ходит босиком, гуляет по лугам и обнимает деревья, говоря, что это помогает избавиться от грусти. В своем творчестве она напоминает пещерных людей, поскольку рисует только подручными материалами на деревянных дощечках, а не на холстах, иногда откладывает кисти и прорабатывает детали пальцами.

Со временем ее натюрморты из яблок превращаются в рисунки зловещих цветов и фруктов, которые похожи то на глаза, то на насекомых. Одна из подруг-монахинь спрашивает у Серафины, действительно ли ангелы, а не демоны, говорят ей, что рисовать. Постепенно у художницы начинает развиваться душевная болезнь, она становится подозрительной и больше не доверяет своему другу и покровителю Вильгельму. Серафина думает, что если ее работы стали плохо продаваться, то они уже не такие талантливые, и от этих переживаний каждое новое полотно выходит все более мрачным и зловещим.

 

 

Личная драма Серафины Луи достигает кульминации в момент максимального успеха в творческом плане. Через 13 лет после окончания войны Вильгельм возвращается в Санлис и становится ее попечителем: продает картины и организует небольшие выставки. У Серафины появляются деньги, и она может позволить себе нормально есть, жить в просторной квартире и рисовать хорошими красками. Но первая же неудача ее полностью деморализует: Вильгельм сообщает о финансовых трудностях - и художница сходит с ума. Ее последним произведением становится некий перфоманс: в состоянии транса в свадебном платье Серафина бродит по городу на рассвете и стучится в двери к соседям.

Последние десять лет жизни художница провела в больнице, за это время она не нарисовала ни одной картины. Вильгельм Уде продавал ее работы, вырученные деньги шли на улучшение условий содержания Серафины. Но воспользоваться плодами своего успеха ей было не суждено.

 


Автор: Анна Дреботий