Входить в мир Джозефа Корнелла (Joseph Cornell, 1903-1972) — значит окунуться в атмосферу магии, поэзии и тайн. Художник будто потерялся на чердаке викторианской эпохи. Среди картонных попугаев, игрушек, редких вещей, запечатанных коробок, фотографий балерин и астрологических карт чувствуешь ауру настолько редкую и удивительную, что очаровываешься этим нью-йоркским эксцентриком и его нежным искусством.

 

Корнелл является американским художником-самоучкой, скульптором, кинорежиссёром-авангардистом. Он так и не побывал в Европе и редко выезжал за пределы родного Нью-Йорка. Но созданные им ассамбляжи стали верным способом, чтобы попасть в Италию эпохи Возрождения, Францию рубежа XIX–XX веков или Голливуд 1940-х. Корнелл исследовал улицы и магазины, киоски и газетные стойки в Нью-Йорке в поисках раритетных и антикварных вещей. Даже его адрес был немного нереальным: 3708 Утопия Паркуэй.

Из коллекций стеклянных лебедей, путеводителей Baedeker, глиняных труб, компасов и других наводящих на размышления сувениров Джозеф Корнелл создал новый вид искусства. Он воспользовался коллажем, впервые предложенным европейскими модернистами, и сделал его романтичным, выразительным и, что важно, трехмерным. Его стеклянные коробки с птицами и безделушками ведут прямо к сборникам Роберта Раушенберга из повседневных вещей и, следовательно, к современному искусству. Его bric-a-brac чудеса совершенно современны. Любой студент сейчас может сделать тоже самое.

Джозеф не получил художественного образования, до 29 лет нигде не выставлялся, работал продавцом тканей, а в свободное время занимался самообразованием и творчеством.

Радикальная современность Корнелла парадоксальна, потому что его работы раскрывает страсть к прошлому. Он жил в совершенно частном мире. На творчество художника повлияли коллажированные романы Макса Эрнста. Но если искусство Эрнста созвучно фрейдистским анекдотам, то мир фантазий Корнелла лишен секса, во всяком случае - плотского характера. Он мечтает о балеринах и влюбляется в женщин с картин эпохи Возрождения.

 

 

В одном из его самых мощных ящиков есть картина «Пармиджанино» (via Parmigianino, 1956) о красавице ХVI века, которую Корнелл боготворит так, как если бы она была кинозвездой.

В 1936 году Джозеф участвовал в выставках сюрреалистов и дадаистов, хотя не причислял свое творчество к этим течениям.

«Коллекционирование стало его способом передвижения, — говорит Сара Ли, сокуратор выставки Корнелла в Королевской академии в Лондоне, первой за последние 35 лет ретроспективы художника за океаном. — Его страсть к путешествиям находила свое выражение через коллекционирование разных культурных артефактов из тех мест, где он никогда не был»

Главным делом своей жизни Корнелл сделал «предмет». Первые работы в этом направлении появились еще в 1930-е годы. Работы парижской группы, которая занималась «поэтическим предметом» сильно влияли на Джозефа. Именно они открыли ему богатые и выразительные возможности, скрытые в простых вещах.

Большой интерес, как одна из ранних работ, представляет «Книга объект» (Untitled (Paul and Virginia) , 1948), заполненная дадаистическими коллажами. Но это ранний, если можно так сказать, радикальный и не типичный Корнелл.

Постепенно у художника появился свой стиль, который не был похож ни на какой другой. Его композиции были заключены в условное пространство стенок ящика, где и рождалась его собственная реальность. Ностальгические композиции из предметов обихода, старых фотографий и коллажи из давнишних книг и журналов, помещенные в условное пространство коробки, создают свой мир, в котором соединены фантазии автора, события его жизни и места где он побывал.

 

 

В работе «Египет» (L'Egypte de Mlle Cleo de Merode, cours élémentaire d'histoire naturelle, 1940) используются маленькие бутылочки, ассоциирующиеся с канопами, священными сосудами египтян.

В целом искусство Корнелла можно было бы назвать великим американским романом, так как в нем множество как вымышленных, так и реальных персонажей, например, король Людвиг II из Баварии. Но в отличие от Эрнста или других европейских сюрреалистов в его работах нет политической и психоаналитической «подоплеки». «Поднимает» Корнелла от сумасшедшего хранителя до гения сложность его аллюзивных, многогранных композиций. Это делает его искусство бесконечно богатым.

Этот изобретательный художник вместе с лидером авангардного американского кино Стэном Брекиджем помог создать короткометражный экспериментальный фильм «Чудесное кольцо» (1955). Корнелл снимал кадры, которые затем редактировал, используя свои методы создания коллажа. Кино явно было мечтой, ведь он жил в золотом веке Голливуда. Оптические игрушки Джозефа создают сюрреалистические движущиеся изображения, а зеркала и монтаж оживляют его коробки с кинематографическими эффектами. И фильмы, и ассамбляжи Корнелла пронизаны ностальгией по чему-то, что так и не случилось. «Именно это делает эти работы столь притягательными», — уверена Сара Ли.

Более широкая известность к Джозефу Корнеллу пришла после коллективной выставки «Искусство ассмабляжа» в Нью-Йоркском музее современного искусства в 1961 году, где его ностальгическим коробкам, напоминающим детские «секреты», был предоставлен отдельный зал, и персональной экспозиции 1967 года в галерее Соломона Гуггенхайма, вызвавшей огромный энтузиазм у поп-артистов, в том числе у Энди Уорхола и Роберта Раушенберга.

Однако на выставках за пределами Америки корнелловские коробки появлялись очень редко и почти не приобретались европейскими институциями. В музеях Великобритании, например, всего лишь два ассамбляжа Корнелла, которые не числятся в постоянной экспозиции.

Джозеф Корнелл умер в возрасте 70 лет в Нью-Йорке. Его кремировали, а прах символически положили в маленькую деревянную коробочку. Этот художник был великим путешественником, который не сделал ни одного шага; исследователем, способным находить интересное в незначительных деталях, тщательно записывая все, что происходит вокруг него. Произведения Корнелла — это его мир, которым он великодушно поделился со зрителями, а его желания – это огромная фантазия, уместившаяся в маленькую коробочку.
 


Автор: Екатерина Коляскина