С Аллой Вагнер, известной под псевдонимом Maiia, мы познакомились ещё на фестивале «Липкий джем». Затем встречались на «Музыке сфер» и «Тримурти», но записать интервью у нас не получалось в силу различных обстоятельств. Наконец мы встретились на фестивале Forest Quest, где Maiia организовывала chillout пространство от имени собственного лейбла Mystic Sound Records и выступала со своими chillout и goa trance проектами на двух сценах фестиваля. К слову, именно с лейблом Mystic Sound Records сотрудничает коллектив Chronos, материал о котором мы публиковали ещё осенью 2014 года.

Интервью с Maiia получилось довольно атмосферным: вечер, тёмный лес со светящимися объектами, длинная галерея с работами современных художников, в которой мы записывали разговор, и неистовый дождь, с силой барабанящий по крыше шатра!



Artifex: Давай начнём с самого начала. Зачем и как ты стала писать музыку?

Я начала играть в качестве диджея в 2005 году. В какой-то момент я поняла, что мне хочется писать свою музыку, чтобы донести до публики больше собственных эмоций, выражать своё восхищение миром посредством музыки, делиться той его красотой, которую я замечаю каждый день. Годом позже, на мероприятии в честь дня рождения моего хорошего друга, диджея Budjah, который позднее стал перкуссионистом моего проекта, я познакомилась с молодым музыкантом по имени Matrix. Он помог установить на тогдашний мой ноутбук, который сейчас кажется динозавром, программу для написания музыки Cubase. Также он помог мне собрать первую студию.

 

Дальше я купила специальную литературу и штудировала руководства по программе. Какие-то особенно интересные моменты я проверяла на практике, а ответы на непонятные вопросы искала в интернете. Так рождались мои первые треки. В 2009 году состоялось моё первое выступление в качестве группы. В ней принимали участие вокалисты и музыканты-инструменталисты: гитаристы, перкуссионисты. Коллектив существует и сейчас. На данный момент постоянным участником группы, помимо меня, является Евгений Краснов, вокалист и варганист. Также практически под каждое выступление собирается определённый состав музыкантов. Они играют на гитаре, диджериду, барабанах и разных этнических инструментах. Ни одно наше выступление не похоже на другое.

Artifex: Я так понимаю, что с 2006 года твоя музыка развивалась. Что именно изменилось в ней за всё это время?

Наверное, она стала более отточенной и как многие стали замечать, у проекта появилось узнаваемое звучание. Когда я начинала писать первые треки, мне хотелось вместить в них одновременно кучу всяких инструментов, в результате чего получалась какофония. И эти треки, кстати, было очень непросто сводить. Слушая их сейчас, я понимаю, что из одного можно было сделать три.

Плюс в определённый момент мне стало интересно исследовать вещи, касающиеся музыкальной теории. Например, альбом под названием Shakti написан в экспериментальной форме. Каждый трек создан в разном размере: семь восьмых, три четверти, шесть восьмых, тринадцать восьмых и четыре на четыре. Также я экспериментировала в этом альбоме с различными народными ладами: испанским, венгерским и так далее.

Вообще, chillout имеет большой простор для экспериментов, поэтому я, как и многие другие музыканты этого стиля, не ставлю себе каких-то жанровых ограничений при написании музыки. Именно поэтому звучание меняется постоянно, от альбома к альбому.

Artifex: Я заметила, что в твоих треках очень много восточных мотивов. Почему? Чем тебе так нравится Восток?

Этно-электронная музыка по умолчанию гармонирует со всякими восточными инструментами и тональностями. Часто, когда хочется вставить в трек какие-то голосовые семплы, на помощь приходят индийские мантры. Это гармонично, красиво и со смыслом. Если говорить о моём личном восприятии Востока, то он мне нравится из-за солнечного климата и экспрессивного характера. Особенно люблю Индию. Именно после поездки туда впервые, я начала интересоваться электронной музыкой.

Artifex: А как рождается трек? Ты идёшь по улице, и тебя осеняет какая-то идея? Или в голове есть определённый набор звуков, которые ты доводишь до логического завершения?

Ну, вообще, музыка всегда в моей голове. Просто не всегда есть время сесть и записать её. Появляется она именно физически в тот момент, когда я нахожу время и создаю вокруг себя атмосферу, которая помогает мне раскрыться творчески. Нельзя просто сесть за стол в студии и сказать: «Сейчас я напишу хит!». Должно быть определённое состояние, когда ты можешь отключить мысли, заботы, суету и подключиться к каналу, который передаёт тебе то, что нужно записать.



Artifex: А в какое время суток удобнее писать?

Поскольку я работаю удаленно, у меня довольно жёсткое расписание. Для меня очень важно быть организованным человеком. Мой день расписан по минутам – помимо работы я занимаюсь вещами, связанными с музыкой, лейблом, садом, в конце концов.

Музыку получается писать в промежутке с 18.00 до 22.00. Позже можно делать либо какие-то технические вещи, либо заниматься интуитивным творчеством – мандалы плести, например. То есть делать что-то такое, не связанное с умственным трудом. А до 18.00 я занимаюсь основной работой, которая приносит мне деньги.

Artifex: Но ведь ты не всегда сидишь дома, у тебя постоянные фестивали, опен-эйры, концерты… Бывало ли так, что какой-то трек приходил к тебе в голову прямо во время поездок?

Бывает и такое. Обычно в поездках и на выступлениях у меня всегда с собой ноутбук. Я могу быстро накидать какой-то черновик, чтобы потом довести его до ума. Был даже конкретный случай в 2006 году, когда я выступала на фестивале Space of joy в Крыму. Я начала писать там трек, который называется Perfect Sparkling Fingers. Позже он вошёл в альбом Primrose. Под него, кстати, очень любят выступать с танцами в стиле ATS.

Artifex: Раз уж мы заговорили о названиях, расскажи, почему проект называется Maiia.

В 2005 году меня впервые пригласил играть в качестве диджея один мой знакомый, который в то время устраивал приватные вечеринки. Возникла срочная необходимость как-то заявить меня в анонсе, и мы начали думать над именем. На тот момент у меня был ник Magic Princes в Live Journal. Путём выбрасывания и добавления букв появился сокращённый вариант Maiia, с двумя i посередине. Позже этот ник приобрел достаточно гармонирующие с моим настроением значения. Например, понятие «Майя» в индуизме.

Artifex: Какая основная функция музыки, на твой взгляд?

Музыка должна переносить в другие пространства. Должна позволять человеку отдыхать и заряжаться положительными эмоциями. Кроме того, музыка – это универсальный язык, с помощью которого можно рисовать образы и передавать настроение.

 

Artifex: Теперь я хотела бы поговорить о проекте Maiia 303. Начнём с названия.

Это довольно простая история для тех, кто знаком с олдскульным гоа-трансом (goa trance). Фирма Roland выпускала в 80-х годах легендарный синтезатор для басистов под названием Roland TB 303. Acid-музыка началась с того, что электронщики открыли для себя этот синтезатор и начали модулировать на нём звуки. Все хиты goa trance, которые были написаны до 2001 года, содержат звуки этого синтезатора. Я огромный фанат этого звука! Его ближайшие натуральные аналоги – это горловое пение, диджериду, варган. Я купила себе лучший на данный момент аналоговый эмулятор этого синтезатора, а к названию проекта прибавила цифру 303. Это значит, что проект Maiia всё тот же, но его звучание стало ближе к танцпольному goa trance. Практически в каждом моём треке присутствуют звуки тристатретьего.

Artifex: А как получилось, что ты стала писать trance? Мне кажется, что chillout и trance – это настолько разные направления…

Мой chill танцевальный. Я даже на лейбле стараюсь выпускать музыку, под которую можно отдыхать и танцевать при желании, а не только расслабляться и спать. ☺ Из танцевальной музыки мне очень нравится олдскульный goa trance, поэтому в соответствующем настроении мне нравится писать именно такую музыку.

Artifex: Ты упомянула про лейбл, давай поговорим о нём подробнее. Mystic Sound Records чем-то отличается от других? У него есть определённая направленность?

Основная направленность – это downtempo музыка и её поджанры. Чем отличается? На самом деле, других работающих лейблов в этом направлении сейчас не так много во всём мире. Мы выпускаем качественную музыку, которая подходит и для танцев, и для спокойного прослушивания, в которой много интересных мелодий. Отличаемся мы, наверное, тем, что, помимо непосредственного выпуска музыки, занимаемся продвижением артистов, организацией их выступлений, а также делаем действительно хороший промоушен каждому нашему релизу. Каждый наш релиз получает качественный мастеринг от Manifold Studio, владелец которой, Эдвард Cybered, является сооснователем лейбла.

Кроме того, в течение клубного сезона мы проводим фирменные вечеринки Mystic Sound в Москве, на которых выступают артисты и диджеи нашего лейбла. Хочется отметить, что за достаточно короткий период существования, мы успели добиться неплохих успехов своим упорным трудом – наш лейбл вошёл в ТОП-5 «лейблов года», а наша серия сборников Etheomystica заняла первые три места в номинации «Лучший сборник 2014 года».

Artifex: А сколько примерно музыкантов сотрудничает с лейблом?

Сложно посчитать. Лейблу чуть больше года, у нас вышло более 20 релизов на данный момент, многие из которых – сборники. Но около сотни артистов наберётся примерно.

Artifex: А самые-самые?

Я не хотела бы выделять кого-то конкретно – каждый музыкант заслуживает отдельного внимания. Как менеджер лейбла я стараюсь продвигать всех артистов, но есть особенные проекты, продюсированием которых я занимаюсь больше других. Это Chronos из Москвы и Iacchus из Лондона.

Кем мы гордимся? Например, проектом ManMadeMan, трек которого мы выпустили на одной из компиляций серии Ethneomystica, проектами Globular, Radioactive Sandwich, SyBins, Naturelement, Chilled C’Quence и многими другими. Перечислять я могу до бесконечности.

Artifex: А сложно было создать свой лейбл?

Да, это было непросто. Очень много работы.

Artifex: Получается, что ты занимаешься лейблом, проектом Maiia, проектом Maiia303, чем ещё?

Ещё я работаю в Microsoft. Это моя основная работа. А ещё провожу chillout вечеринки и участвую в организации летних мероприятий.

Artifex: Так странно, как тебе удается совмещать физику и лирику.Компьютеры и творчество?

Очень всё гармонично, на самом деле. Музыка пишется в компьютерных программах, а работаю я в IT-компании. Всё связано. ☺ К тому же у меня очень хороший коллектив и понимающий руководитель, которому нравится моё творчество.

Artifex: А чем ещё ты увлекаешься?

Спортом, выращиванием цветов.

Artifex: Любимые цветы?

Лилии.

Artifex: Возвращаясь к лейблу. Я заметила, что на фестивале «Тримурти» у вас была ночь лейбла, здесь, на Forest Quest, у вас вообще своя отдельная площадка…

Наш лейбл достаточно заметен на мировой и российской сцене. Поэтому организаторы фестивалей приглашают нас к участию не только как музыкантов, но и как отдельные площадки или showcase.

На Forest Quest мы создали полноценную площадку, начиная от музыкального наполнения и заканчивая дизайном сцены.

Artifex: Давай завершим наш объёмный разговор ответом на такой вопрос: что способно поднять тебе настроение, когда грустно?

Ты его всем задаёшь? ☺

Artifex: Конечно! Это наш традиционный последний вопрос в каждом интервью!

Мне редко бывает грустно, потому что я всегда чем-то занята. Но если вдруг это случится, то просто подумаю о том, что я счастливый человек. О том, что у меня есть чем поделиться с людьми. Что я здорова, занимаюсь любимыми делами, у меня есть крыша над головой. Мне не на что жаловаться, у меня нет права сидеть и грустить!

Artifex: Отличный подход! Спасибо тебе огромное за такой развёрнутый и интересный диалог!

Тебе спасибо. А теперь пойдём слушать Никиту Клименко (Chronos), он как раз сейчас играет!