Если вы любите искусство, то, скорее всего, знаете, что бесчисленное множество раз один творец создавал произведение под впечатлением от чьей-то ещё работы. Примеров можно привести множество: книги по мотивам картин, картины по мотивам книг, картины по мотивам картин… Во все времена художники так делали. Тогда это называлось «вдохновиться» и было обычным делом. Так вот, сейчас я вам расскажу ещё один такой эпизод, о котором вы, возможно, не слышали.
В конце XIX века один швейцарский художник написал картину на мифологический сюжет. Казалось бы, самая заурядная история, написал и написал. Но не тут-то было: художника звали Арнольд Бёклин, а его картина стала известной на весь мир и дала начало целому направлению в живописи. Полотно называлось «Остров мёртвых». В его основу, предположительно, лёг миф о Хароне. В греческой космогонии это Бог, который на своей ладье перевозит души умерших людей через реку Стикс в Аид – царство мёртвых. Но даже не зная этого, нетрудно догадаться о сюжете картины, достаточно приглядеться к деталям.
Например, лодка совершенно не тревожит поверхность воды, а на самом острове растут кипарисы, которые часто используются как символ смерти. Недаром многие художники-символисты XX века отмечали влияние этой картины на своё творчество.
Считается, что «Остров мёртвых» является одним из символов эпохи. Дело в том, что к началу XX века произошло множество важных событий. Открытия, изобретения, войны, революции. Всё это привело к тому, что общее настроение в обществе было крайне депрессивным. В воздухе витало тяжёлое ожидание некоего конца. Эти настроения были настолько сильны, что нашли выражение буквально во всех сферах искусства. Декаданс, что ещё сказать? Мрачный символизм в поэзии. Склонный к безнадёжности и трагедии поздний романтизм, переходящий в модернизм, – в музыке. Позже этом период назовут кризисом рациональной философии.
И вот на фоне всего этого замеса, тогда ещё только набиравшего обороты, «Остров мёртвых» с его трагично-меланхолическим настроением стал как бы «нарисованным настроением» людей. Сейчас для этого есть паблики с ламповыми сохранёнками про котов и китов, тогда этого не было. Зато был Бёклин.
Чтобы вы поняли насколько известна была эта картина в своё время, вот пример: про неё говорили Владимир Набоков, Арсений Тарковский, Владимир Маяковский. Даже Адольф Гитлер очень полюбил её и приобрёл в коллекцию, найдя в ней отражение своих взглядов (впрочем этот факт спустя время перестал работать ей на пользу).
Вы, скорее всего, этого не заметили, но, на самом деле, этот рассказ о музыке. Дело в том, что Бёклин написал всего пять вариантов картины, из которых до нас дошли четыре. Он пользовался новыми техниками и цветовыми сочетаниями, создавая разные настроения. И при этом существовало множество репродукций. И вот однажды в Дрезденской галерее одну чёрно-белую репродукцию увидел не кто иной, как Сергей Васильевич Рахманинов – гениальный пианист и композитор. И картина так впечатлила его, что он написал одноимённое произведение – симфоническую поэму «Остров мёртвых». Причём источником вдохновения послужила именно чёрно-белая версия картины. Сам Рахманинов позже говорил, что вскоре увидел оригинал в цвете и впечатление было уже не то. Попадись ему настоящий «Остров мёртвых» первым, то, наверное, не было бы и симфонической поэмы.
Это было бы огромной потерей, потому что, поверьте мне, произведение потрясающее. Хотя лучше не верьте, а послушайте сами.
Если вы читали мои статьи о том, как слушать классику, то вы поймёте всё то, что так впечатлило Рахманинова. Самое главное – поймать настроение и атмосферу, почувствовать себя в картине и услышать внутренний монолог, эмоции. Тут есть и страх, и трепет, и отчаяние, и восхищение, и спокойствие.
Я не буду писать об этом произведении много, хоть рассказ и о нём. Просто это бесполезно. Музыка, как всякое искусство будет говорить с вами сама. И читать о ней особо не надо, её надо слушать. И уж поверьте, оно того стоит.