Так или иначе в творчестве любого человека искусства всплывает фаллический символ. Его даже можно считать неким золотым сечением, которое мистическим образом притягивает аудиторию. Провокация безоговорочно разжигает пламя интереса, но нужно уметь грамотно ее преподнести.

Энди Уорхол был мастером в этом деле. В свое время он продюсировал группу Velvet Underground и создал обложку для их дебютного альбома The Velvet Underground & Nico. Несмотря на то, что изначально это был сплошной коммерческий провал, время все расставило на свои места.

 

 

В 1966 году аудитория неоднозначно приняла экспериментально-чувствительную музыку с достаточно спорными лирическими темами, включая злоупотребление наркотиками, проституцию, садомазохизм и сексуальную девиацию. Критики же вовсе абстрагировались и сделали вид будто не заметили новинки.

Сегодня это один из самых известных и влиятельных альбомов популярной музыки. В списке 500 лучших альбомов всех времен, представленном журналом Rolling Stone, он занял 13 место, а это многого стоит! Уникальность проекта заключается не только в его наполнении, но и в оформлении. Уорхол украсил обложку изображением банана в своем фирменном стиле и добавил острую деталь. На первоначальных копиях имелась интригующая надпись: «Медленно очисть и смотри». Но стоило отогнуть кожуру, как под ней обнаруживался банан нежно-розового цвета, дающий простор для эротических ассоциаций. Процесс изготовления такого продукта был довольно сложным и требовал специальной машины, что стало одной из причин задержки выпуска альбома. Большая часть переизданных виниловых пластинок не имеет функции «наклейка», поэтому сейчас оригинал является предметом коллекционирования.

 
Так уж вышло, что следующий приглянувшийся мне альбом тоже дебютный. Когда группа The Yardbirds распалась, ее гитарист Джимми Пейдж сохранил за собой права на название и контрактные обязательства, в которые входила серия концертов в Скандинавии. После гастролей новый состав вернулся в Англию, где сменил название на Led Zeppelin и записал первый альбом. Его обложку украсил исторический черно-белый снимок горящего дирижабля Hindenburg.

 

Идея принадлежала Пэйджу, она, по его мнению, в целом отражала концепцию группы. Существует версия ее возникновения. Во время обсуждения с новым составом возможности собрать свою группу Мун (барабанщик) пошутил: «Она, наверное, рухнет, как свинцовый воздушный шар», а Энтвистл (бас гитара) поправил: «Свинцовый дирижабль». Но пророчество оказалось неверным. Группа довольно быстро прославилась, а дату выпуска альбома - 12 января 1969 года - журнал Kerrang! в специальном выпуске отметил как день рождения хеви-металла.

 
В истории российской музыки тоже есть обложки с отсылками или подтекстами. Группа Би-2 и ее альбом Моlokо - яркий тому пример. Его музыкальное наполнение - это своего рода эксперимент, так как представленные в нем композиции значительно отличаются от прошлого репертуара группы - в них активно используются электронные инструменты.

 

Этот альбом, вышедший в 2006 году - один из первых в России с музыкой в стиле диско-панк, очень модным направлением того времени. Изменения произошли и в коллективе. В него пришли гитарист Андрей Звонков, который долгое время работал с Земфирой, барабанщик Борис Лившиц и бас-гитарист группы «Лакмус» Максим Адрющенко.

Но если музыка альбома - на любителя, то его обложка вышла очень стильной. Она отсылает нас к небезызвестному «Заводному апельсину». В своем романе Энтони Бёрджес выработал интересную систему ругательств и жаргонных выражений для персонажей. В отечественных изданиях эти словечки были русскими, но писались в латинской транскрипции, пример такой надписи как раз можно наблюдать на обложке Би-2. Само название альбома Moloko отсылает нас к излюбленному наркотическому напитку главного героя. Образ Лёвы и Шуры на обложке диска стилистически полностью копируют персонажей из культового и одноименного с книгой фильма Стенли Кубрика. Вышло очень аутентично и вкусно.

 
Я не могла не включить в этот топ группу «Кино». Через все ее альбомы проходит объединяющая ниточка лаконичности – это истинное лакомство для визуальных гурманов. Мой выбор пал на шестой студийный альбом «Группа крови», обложка которого является, по сути, плагиатом, но в этом то и заключена ее главная прелесть.

Сначала про содержание – песни, включенные в состав пластинки, покорили не только Советский Союз, но и заграницу. Кстати, запись альбома велась параллельно со съемками фильма «Асса» - стоящее кино, советую посмотреть на досуге. Интересно еще и то, что в музыке романтический вектор сменился на героический, боевой клич слышен в нотах и текстах.

 

 

А теперь к оформлению – с обложкой группа долго не церемонилась. В то время музыканты пребывали под впечатлением от фильмов Фрица Ланга. Совпадение это или судьба, но Кирсанов, близкий друг ребят и отличный художник, работал тогда в Русском музее, где проходила выставка искусства 1920—30-х годов. Там он наткнулся на плакат Малевича к фильму о докторе Мабузе (Ланга) и к нему пришла идея обложки. Кирсанов нарисовал свой вариант плаката, который группа сразу же одобрила.

 

 

Конечно, это не точная копия – вместо Доктор Мабузе написано «Группа крови» и «Кино». Есть еще небольшие различия по цветотонам и пропорциям фигур, но в целом композиция сохранена.