От редакции: Каждый, кто знаком с творчеством великого Клода Моне, видел Живерни на его картинах и много слышал об этом месте. Сегодня у вас есть уникальная возможность отправиться в усадьбу импрессиониста, не вставая с кресла.
Корреспондент Artifex Натали Николенко побывала во французской провинции и приготовила для вас репортаж.
* * *
«Кроме живописи и садоводства я ни на что не гожусь»
© Клод Моне
Однажды Моне, проезжая в поезде мимо деревушки Живерни, что в 80 километрах от Парижа, обратил внимание на ее живописность, цветущие сады, покой и умиротворение, разлитые в воздухе.
В 1883 году он сначала снял, а через семь лет купил большой кирпичный дом с садом и огородом на одном гектаре земли. Так он выглядит на картине художника:
Я же его увидела таким:
Через три года Моне купил участок через железную дорогу (сегодня там шоссе и подземный переход). Сюда он отвёл канал от притока реки Эпт для создания пруда и водного сада. В этой усадьбе он счастливо прожил вторую половину своей жизни, 43 года, с сыновьями Жаном и Мишелем, с любимой второй женой Алисой и ее шестью детьми (первая его жена, Камилла, умерла в возрасте 32 лет от туберкулеза). Он к тому времени уже был известным художником, хорошо зарабатывал, был уважаем и любим друзьями. В его усадьбе и в отеле Живерни часто останавливались художники-импрессионисты, среди них было много иностранцев, особенно американцев, которые хотели учиться у мэтра.
Я видела много домов-музеев и мемориальных усадеб в России, не очень их люблю из-за «неживого» и «нежилого» вида: шнурочков, огораживающих вход в комнаты, смотрительниц, бдительно следящих за посетителями… В Живерни же все «дышит» присутствием Моне: по розовому дому с зелеными ставнями можно свободно ходить, разглядывать картины на стенах (к сожалению, копии), заглянуть в студию, из которой он как будто только что вышел, выглянуть в окно, из которого он любовался своим садом, вставая каждое утро в 5 часов утра и отправляясь писать этюды... Можно увидеть спальню с копиями его работ и картин друзей, посмотреть, как выглядели столовая с японскими гравюрами и кухня.
Перед домом разбит регулярный сад, в котором Моне так спланировал посадки цветов, кустов и деревьев, чтобы они постоянно цвели, сменяя друг друга с ранней весны до поздней осени. Клод Моне создавал свой сад как художественное произведение, как большую картину, учитывая перспективу, формы, цвет, свет и тени. Но самым его любимым местом был японский водный сад.
«…Ко мне пришло откровение моего сказочного, чудесного пруда. Я взял палитру, и с того самого времени у меня уже почти не было никогда другой модели»
Его всегда увлекала идея передачи на картине отражений в воде, водных бликов и, конечно же, водяных лилий, белых и разноцветных, которых раньше не было во Франции. За четыре года до того как Моне начал обустраивать свой водный сад, в 1889 году на Всемирной выставке в Париже он увидел разноцветные кувшинки, выведенные одним французским селекционером.
Клод Моне написал более 270 картин, на которых изображен его водный сад, увитый глицинией мостик (всего их в саду 6), знаменитые кувшинки, отражение неба и плакучих ив в воде, вибрирующий цвет, нежные тени.
В 1912 году Моне перенес две операции на глазах и стал видеть белый цвет, как голубой или лиловый в ультрафиолетовом диапазоне, поэтому мы часто можем наблюдать на его картинах тех лет много синего. В 1911 году умерла его жена Алиса, а вскоре и старший сын Жан. Моне впал в депрессию. Его падчерица Бланш Гошеде (Blanche Hoschede), бывшая замужем за Жаном, после смерти мужа в 1913 году переехала в Живерни, помогала Моне. Будучи неплохой художницей, она поддерживала отчима до конца жизни. Одна из улиц в Живерни сегодня носит ее имя.
В 1926 году Клод Моне скончался от рака легких в возрасте 86 лет и был похоронен на местном кладбище. Дом и сад перешли младшему сыну Мишелю, но он жил в Париже, а за садом ухаживали Бланш и старший садовник, пытаясь сохранить все в прежнем виде. Усадьба и сад пострадали во время войны, Мишель в 50-х годах распродал коллекцию картин отца в частные музеи, многие попали в США. После гибели Мишеля в автомобильной катастрофе дом и сад перешли по завещанию (у Мишеля не было детей) Французской Академии изящных искусств. Оставшиеся картины перешли к парижскому музею Мармоттан-Моне, в котором находится сегодня самая большая коллекция работ художника.
В 70-х годах были проведены большие работы по реставрации дома, сада и окружающих их пейзажей. Они имеют сегодня почти такой же вид, как и при жизни Моне.
Если бы не большое количество туристов, заполняющих комнаты дома и бродящих по дорожкам сада, то у вас создалось бы полное впечатление о том, как тут жил великий художник. И может быть, вам бы даже показалось, что он сидит туманным утром у пруда и рисует свои обожаемые кувшинки или отдыхает на скамейке в своем саду.…
Рядом с поместьем, если вы устали и проголодались, можно перекусить в уютном кафе, где подают блюда из знаменитых нормандских уток, или понаблюдать за белыми нормандскими коровами. Говорят, что и во времена Моне они так же паслись на лугах рядом с усадьбой.
От редакции: Все фотографии усадьбы и дома сделаны Натали Николенко в Живерни в августе 2015 года.