«Прекрасный лоб над дивными глазами того густо-синего цвета, который часто встречается в романах и столь редко в жизни....»
© Поль Клодель
Помню, как в музее Родена в Париже, гид, процитировав эти строки, сказала: «Лучше родного брата, описать Камиллу Клодель может только «Данаида» Родена». Я повернул голову и застыл на месте. Солнечный свет скользил по чувственным изгибам коленопреклоненной женщины, утопающей в потоке собственных волос. Какая-то бушующая нега, полная гармонии, любви и безутешного отчаяния. Тогда я ещё ничего не знал ни о Родене, ни об этой женщине, ни о том, какой удивительной и трагической была её судьба.
Официальная версия такова, что Камилла Клодель (1864 – 1943), познакомилась с Роденом в 1883 году и уже через год стала его ученицей. Она рано проявила свой талант. А скоро сделалась любовницей мастера. К моей радости, о личной жизни художников снято и написано столько, что я могу избавить себя от необходимости копаться в их грязном белье. Есть несколько неплохих фильмов: «Камилла Клодель» 1988 года, «Камилла Клодель, 1915» 2013 года, «Роден» 2017 года. Посмотрите вечером – получите удовольствие.
Что касается рано проснувшегося таланта мадемуазель К., то тут биографы явно преувеличивают. Ее первая работа «Девушка со снопом», вышедшая в 1887 году, больше похожа на завершенный ученический этюд, созданный по мотивам греческой скульптуры. На экзамене в академии это была бы твердая четверка. А вот спустя пять лет, когда их отношения с Роденом начали рушиться, ее талант действительно проявил себя в полной мере. В 1892 году она создает, да простят меня скептики, одну из лучших скульптурных композиций всего XIX века – «Бронзовый вальс».
Искусствоведы полагают, что уже в «Бронзовом вальсе» Камилла Клодель выходит из под влияния своего учителя. Это тоже не совсем верно. «Бронзовый вальс» скорее характеризует Камиллу как вполне сформировавшегося скульптора с собственным виденьем. Которое, не смотря на все его великолепие, все ещё находится по влиянием скульптурной композиции «Врата Ада».
В последнее десятилетие XIX века в Париже становится популярным японское искусство. Из этого культа формируется новый стиль, который глубоко укореняется в ар-нуво. Вот где талант Камиллы Клодель раскрывается в полной мере и закрепляет за ней славу скульптора идущего в ногу со временем. Наиболее полно он проявился в «Болтуньях» 1897 года, а тремя годами позже вышла её знаменитая «Волна». Здесь Камилла использует редкий материал – оникс и выстраивает композицию на игре округленных линий.
Но вернёмся к «Бронзовому вальсу». Во всех своих произведениях Огюст Роден особое внимание уделяет рукам. В каждой из его скульптур они необыкновенно выразительны. Есть даже отдельно выполненные руки, которые не являются частью какой-либо статуи, или группы. Их отличают размер, форма, движение, смысл. Но таких рук как в «Бронзовом вальсе» у Родена нет.
«Руки – это очень сложный организм, это своего рода дельта, в которой соединяется воедино множество текущих издалека жизней, чтобы вылиться в мощный поток»
© Райнер Мария Рильке
В академическом танце, руки – главный стилистический инструмент. Они выражают этническую принадлежность хореографии: испанский, венгерский, русский танец. И даже культуру целого народа, как например в индийском, или китайском танце. Когда на сцене зритель видит балерину, он видит ее целиком, но воспринимает лишь лицо и руки.
У рук в «Бронзовом вальсе» какая-то особая, ни на что не похожая красота. Вся фигура бурно устремлена вперед. Она буквально рвётся в будущее. Но кисти рук, оставленные в прошлом, многократно продлевают один и тот же момент, растворяя его в вечности.
В этих руках есть все: и трепет, и смутное ожидание, и робкое юношеское влечение, и первый поцелуй, и страсть, и смущение, и тайные желания, и страх, и отчаяние, и ненависть, и боль.
«Бронзовый вальс» – это мечты, воплощенные в действительность, и реальность, подобная сну.
После череды ссор и примирений, Камилла ставит перед Роденом выбор: она, или Роза Бере. Роден выбирает Розу. Камилла чувствует себя брошенной и запирается в маленькой квартирке недалеко от мастерской. Она не ест, никуда не выходит, никого не принимает. Целыми днями она что-то ваяет из глины, а после разбивает на куски молотком. В том же 1898 году выходит вторая редакция ее композиции «Зрелый возраст». Это скульптура – жесткая констатация действительности: Роден уходит к Розе, а Камилла на коленях простирает к нему руки.
«Коль буйны радости, конец их буен». В 1905 из-за постоянных нервных срывов у нее развивается паранойя и обостряется мания преследования. Она уверена в том, что Роден выставляет в салоны ее работы, выдавая их за свои. Алкоголь усиливает болезнь. Она пишет брату, что в её квартиру проникли два вооруженных человека с целью убить её и что за этим стоит Роден. В конце концов несчастную насильно помещают в психиатрическую клинику, где она проведет всю оставшуюся жизнь.
Когда Роден придет навестить Камиллу, у неё произойдёт очередной серьезный срыв, после которого врачи запретят ему всякие посещения. Ведь в том, что она попала в психушку, по её мнению, отчасти справедливому, был виновен именно Роден. Это была их последняя встреча. Роден умер от простуды 17 ноября 1917 года.
Сегодня невозможно представить себе творческое наследие Родена без коллекции работ Камиллы Клодель. Я специально выписывал все эти даты, чтобы у вас было представление о том, насколько долгую и, в то же время, короткую жизнь она прожила. Как ничтожно мала, хотя и плодотворна, была её творческая часть. Мы все так сильно верим в светлое завтра! Но вот такие истории в очередной раз кричат нам из вечности: «Не теряй ни единой минуты, ищи, пробуй, прощай, ошибайся, надейся, будь взволнованным, живи, люби!» Камилла Клодель 1864 – 1943 1906 год.